Наркопост

Закон о профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области

7 октября 2009 года N 62/28-оз
ЗАКОН

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят

постановлением

Законодательного Собрания

Иркутской области

от 16 сентября 2009 года

N 14/13-ЗС

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

 

Настоящим Законом регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением профилактики наркомании и токсикомании на территории Иркутской области (далее — область), в том числе связанные с организационным, информационно-аналитическим и научным ее обеспечением, а также с осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании в сферах здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и образования.

 

Статья 2. Задачи профилактики наркомании и токсикомании в области

 

Задачами профилактики наркомании и токсикомании в области являются:

1) прекращение роста и снижение уровня незаконного потребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ (далее — наркотические средства) лицами, проживающими на территории области;

2) раннее выявление лиц, незаконно употребляющих наркотические средства (далее — употребляющие наркотические средства), оказание им необходимой медицинской и реабилитационной помощи;

3) предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими наркотические средства, сдерживание роста иных тяжелых социально-медицинских последствий злоупотребления наркотическими средствами;

4) формирование у лиц, проживающих или пребывающих на территории области (далее — жители области), здорового образа жизни, отрицательного отношения к потреблению наркотических средств.

 

Статья 3. Принципы профилактики наркомании и токсикомании в области

 

Осуществление мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании в области основывается на принципах:

1) законности;

2) гуманного обращения с лицами, употребляющими наркотические средства;

3) соблюдения прав и законных интересов лиц, употребляющих наркотические средства;

4) обеспечения и защиты прав и законных интересов лиц, не употребляющих наркотические средства;

5) приоритета раннего психологического, социального, образовательного воздействия, направленного на предупреждение вовлечения лиц в потребление наркотических средств;

6) индивидуального подхода к оказанию медицинской и реабилитационной помощи лицам, употребляющим наркотические средства;

7) комплексного воздействия при осуществлении профилактики наркомании и токсикомании на личностном, семейном и социальном уровнях;

8) поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах профилактики наркомании и токсикомании;

9) признания особой значимости профилактики наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних;

10) гласности в деятельности органов и организаций, осуществляющих профилактику наркомании и токсикомании в области, в соответствии с законодательством;

11) государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и токсикомании.

 

Статья 4. Органы и организации, участвующие в осуществлении профилактики наркомании и токсикомании в области

 

В осуществлении профилактики наркомании и токсикомании в области участвуют:

1) исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие полномочия в сфере здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и образования. Полномочия указанных органов по профилактике наркомании и токсикомании определяются Правительством Иркутской области;

антинаркотическая комиссия в Иркутской области;

областные государственные учреждения здравоохранения, социальной защиты населения, образования, а также областные государственные учреждения, осуществляющие работу с детьми и молодежью (далее — областные государственные учреждения);

2) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований области, муниципальные учреждения, а также иные организации в соответствии с законодательством.

 

Статья 5. Взаимодействие органов государственной власти области и областных государственных учреждений с негосударственными организациями в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

1. Органы государственной власти области и областные государственные учреждения взаимодействуют с негосударственными организациями, осуществляющими в соответствии с законодательством деятельность в сферах:

1) нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания и обучения граждан, в том числе несовершеннолетних;

2) утверждения и пропаганды здорового образа жизни;

3) оказания помощи семьям, нуждающимся в социальных услугах, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

4) диагностики наркомании, обследования, консультирования и медико-социальной реабилитации граждан (в том числе несовершеннолетних, потребляющих наркотические средства) в соответствии с лицензией, выданной в установленном порядке;

5) развития и поощрения научных достижений в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

6) в иных сферах деятельности, направленной на содействие профилактике наркомании и токсикомании.

2. Организации, не являющиеся областными государственными учреждениями и осуществляющие деятельность в сфере профилактики наркомании и токсикомании, могут получать государственную поддержку:

1) путем размещения в установленном законодательством порядке государственного заказа на проведение научно-исследовательских работ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

2) путем предоставления в соответствии с бюджетным законодательством субсидий организациям, осуществляющим разработку научных и иных проектов в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

3) иными способами в соответствии с законодательством.

 

Статья 6. Участие средств массовой информации в профилактике наркомании и токсикомании

 

Средства массовой информации, распространяемые на территории области, участвуют в пропаганде недопустимости потребления наркотических средств и их использования в немедицинских целях в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 7. Категории лиц, в отношении которых осуществляется профилактика наркомании и токсикомании

 

Профилактика наркомании и токсикомании осуществляется в отношении следующих категорий лиц:

1) жителей области — в целях формирования здорового образа жизни и общего негативного отношения к употреблению наркотических средств (создание внутренней системы запретов на употребление наркотических средств, умений и навыков психологической защиты от факторов, провоцирующих на употребление наркотических средств и т.п.);

2) лиц, которые в силу своего психологического, социального, семейного статуса склонны к приобщению к употреблению наркотических средств, — в целях предупреждения вовлечения их в употребление наркотических средств (далее — лица, входящие в группу риска);

3) лиц, употребляющих наркотические средства, — в целях предупреждения заболевания наркоманией и токсикоманией, своевременного выявления и оказания медицинской, реабилитационной помощи и обеспечения безопасности и охраны здоровья иных лиц;

4) несовершеннолетних лиц — в целях предупреждения причинения вреда их здоровью, а также их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

5) родителей (лиц, их заменяющих) — в целях приобретения ими знаний, необходимых для выявления детей, употребляющих наркотические средства, а также обучения навыкам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические средства.

 

Статья 8. Финансирование мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании

 

Финансирование мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании осуществляется за счет средств областного бюджета, а также из иных источников в соответствии с законодательством.

 

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ

И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ

И ТОКСИКОМАНИИ В ОБЛАСТИ

 

Статья 9. Антинаркотическая комиссия в Иркутской области

 

1. Антинаркотическая комиссия в Иркутской области осуществляет координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области по противодействию незаконному обороту наркотических средств и их прекурсоров в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. Персональный состав антинаркотической комиссии в Иркутской области определяется Губернатором Иркутской области.

 

Статья 10. Подготовка кадров для обеспечения профилактики наркомании и токсикомании

 

Исполнительные органы государственной власти области в соответствии с законодательством:

1) организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских и педагогических работников (в том числе специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства), психологов, юристов, социологов, социальных работников и иных работников областных государственных учреждений в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

2) участвуют в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и педагогических работников (в том числе специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства), психологов, юристов, социологов, социальных работников и иных работников муниципальных учреждений в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

 

Статья 11. Программы в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

1. Правительство Иркутской области утверждает областную долгосрочную целевую программу, направленную на создание надежной социальной и правовой защиты от распространения наркомании и токсикомании в области, координацию и повышение эффективности мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании (далее — областная программа в сфере профилактики наркомании и токсикомании).

2. Органы местного самоуправления муниципальных образований области вправе утверждать муниципальные программы в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

 

Статья 12. Информационно-аналитическое и научное обеспечение профилактики наркомании и токсикомании

 

1. При выработке и реализации мер по профилактике наркомании и токсикомании, в том числе при разработке программ по профилактике наркомании и токсикомании, учитываются данные информационно-аналитических, общественных, научных исследований проблем наркомании и токсикомании.

2. Органы государственной власти области обеспечивают возможность получения гражданами полной и достоверной информации о состоянии дел в сфере профилактики наркомании и токсикомании в области.

 

Статья 13. Банк данных о распространении и профилактике наркомании и токсикомании в области

 

1. Банк данных о распространении и профилактике наркомании и токсикомании в области (далее — банк данных) формируется уполномоченным Правительством Иркутской области исполнительным органом государственной власти области во взаимодействии с иными исполнительными органами государственной власти области, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований области.

К участию в формировании банка данных могут привлекаться в соответствии с законодательством общественные объединения и иные организации.

2. В банк данных в установленном законодательством порядке включается следующая информация:

1) о распространении наркомании и токсикомании;

2) об обороте наркотических средств, о противодействии их незаконному обороту, о мероприятиях по профилактике наркомании и токсикомании, проводимых на территории области;

3) о федеральных, областных, муниципальных программах профилактики наркомании и токсикомании;

4) об известных и разрабатываемых в науке методах профилактики, диагностики и лечения наркомании и токсикомании, а также социальной реабилитации и социальной адаптации лиц, больных наркоманией и токсикоманией;

5) о субъектах научной деятельности в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

6) о нормативных правовых актах в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

7) о деятельности органов и учреждений, участвующих в профилактике наркомании и токсикомании в области и иных субъектах Российской Федерации;

8) иные сведения, необходимые для организации профилактики наркомании и токсикомании.

3. Порядок формирования и использования банка данных утверждается Правительством Иркутской области.

 

Глава 3. МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

В СФЕРАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, МОЛОДЕЖНОЙ

ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

Статья 14. Меры по профилактике наркомании и токсикомании в сфере здравоохранения

 

В целях профилактики наркомании и токсикомании на территории области в сфере здравоохранения в соответствии с законодательством осуществляются следующие меры:

1) пропаганда здорового образа жизни, распространение знаний об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;

2) участие в разработке и реализации областных программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

3) развитие сети учреждений, оказывающих наркологическую помощь;

4) организация работы в учреждениях здравоохранения по диспансеризации и оказанию первичной медико-санитарной помощи больным наркоманией и токсикоманией;

5) организация и оказание специализированной медицинской помощи лицам, больным наркоманией;

6) осуществление мероприятий, направленных на улучшение специализированной медицинской наркологической помощи и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

7) выявление, учет, обследование, наблюдение, устройство в медицинские учреждения и лечение лиц, употребляющих наркотические средства;

8) анализ деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований области в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

9) консультирование специалистов государственных и муниципальных организаций, осуществляющих мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании;

10) разработка рекомендаций и методических указаний по профилактике наркомании и токсикомании, в том числе для медицинских работников по вопросам выявления ранних признаков наркомании и токсикомании;

11) привлечение в установленном порядке научных учреждений, ученых и специалистов, в том числе зарубежных, к решению проблем профилактики наркомании и токсикомании;

12) проведение конференций, совещаний, симпозиумов и встреч, организация выставок и других мероприятий по вопросам профилактики наркомании и токсикомании;

13) размещение государственного заказа на выполнение научно-исследовательских работ в сфере оказания наркологической помощи больным наркоманией и их внедрение в установленном законодательством порядке;

14) контроль за соответствием качества оказываемой наркологической помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения;

15) информирование органов внутренних дел в установленном законом порядке о лицах, осуществляющих употребление, незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку, производство, сбыт или пересылку наркотических средств, склонение к употреблению наркотических средств;

16) иные меры в соответствии с законодательством.

 

Статья 15. Информация об организациях системы здравоохранения, занимающихся оказанием наркологической помощи, и проведение проверок

 

1. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере здравоохранения, ведет учет организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, занимающихся оказанием наркологической помощи, в пределах компетенции осуществляет контроль за соответствием качества оказываемой наркологической помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, а также организует сбор информации о деятельности организаций государственной системы здравоохранения, занимающихся оказанием наркологической помощи.

2. На основании сведений о нарушениях, допускаемых при организации наркологической помощи, исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере здравоохранения, проводит проверку в соответствующей организации в установленном порядке.

 

Статья 16. Оказание наркологической помощи больным наркоманией

 

1. Больным наркоманией на территории области предоставляются все виды наркологической помощи, включая обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию. Больным наркоманией наркологическая помощь оказывается по их просьбе или с их согласия, а больным наркоманией несовершеннолетним в возрасте до 16 лет наркологическая помощь оказывается без их согласия, но по просьбе или с согласия их родителей или законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. В областных государственных учреждениях здравоохранения создаются условия для раздельного оказания наркологической помощи совершеннолетним и несовершеннолетним лицам, больным наркоманией.

3. Для осуществления специализированной медико-социальной реабилитации больных наркоманией могут создаваться наркологические реабилитационные центры.

Цели, задачи, порядок создания и деятельности наркологических реабилитационных центров определяются в соответствии с законодательством.

 

Статья 17. Меры по профилактике наркомании и токсикомании в сфере социальной защиты

 

1. В целях профилактики наркомании и токсикомании на территории области в сфере социальной защиты осуществляются в соответствии с законодательством следующие меры:

1) участие в разработке и реализации программ и мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

2) создание областных государственных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе употребляющих наркотические средства, осуществление функций, связанных с управлением указанными учреждениями;

3) контроль над деятельностью специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе употребляющих наркотические средства, иных учреждений, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также содействие развитию сети указанных учреждений;

4) анализ деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований области в сфере профилактики наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних;

5) разработка и внедрение в деятельность учреждений, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современных методик и технологий социальной реабилитации;

6) разработка методических рекомендаций для учреждений системы социальной защиты населения, социальных работников областных государственных учреждений по направлениям, формам и порядку осуществления профилактики наркомании и токсикомании;

7) разработка методических рекомендаций для родителей (лиц, их замещающих) несовершеннолетних по вопросам выявления ранних признаков наркомании и токсикомании, обучения навыкам бесконфликтного общения с детьми, воспитания у несовершеннолетних граждан внутренней системы ценностных ориентаций, направленных на негативное отношение к наркомании и токсикомании;

8) организация индивидуальной профилактической работы среди несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, их родителей (лиц, их заменяющих);

9) выявление несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, информирование исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего полномочия в сфере здравоохранения, о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением наркотических средств;

10) выявление и анализ причин, обусловивших распространение наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних; внесение предложений по их устранению в соответствующие государственные органы и учреждения;

11) организация досуга, развитие творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в областных государственных учреждениях социального обслуживания, а также содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних;

12) посещение несовершеннолетних, проведение бесед с ними, их родителями (лицами, их заменяющими), иными лицами в установленном порядке;

13) информирование органов внутренних дел в установленном законом порядке о лицах, осуществляющих употребление, незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку, производство, сбыт или пересылку наркотических средств, склонение к употреблению наркотических средств;

14) иные меры в соответствии с законодательством.

 

Статья 18. Профилактика наркомании и токсикомании в учреждениях системы социальной защиты населения

 

1. Учреждения системы социальной защиты населения при осуществлении деятельности по социальной реабилитации осуществляют профилактику наркомании и токсикомании в рамках решения своих непосредственных задач и функций.

В системе социальной защиты населения в установленном порядке могут создаваться учреждения социального обслуживания, специализированные и иные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе употребляющих наркотические средства.

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты, разрабатывает рекомендации учреждениям системы социальной защиты населения по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании.

2. Учреждения социального обслуживания создаются в порядке и формах, установленных законодательством.

3. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе употребляющих наркотические средства, создаются в форме социально-реабилитационных центров, социальных приютов, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и в других формах, предусмотренных законодательством.

4. Порядок деятельности областных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе употребляющих наркотические средства, порядок оказания социальных услуг, помещения несовершеннолетних в указанные учреждения определяются исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, в соответствии с законодательством.

5. Консультирование, предоставление иных социальных услуг несовершеннолетним, употребляющим наркотические средства, членам их семей осуществляются на основании обращений несовершеннолетних, их родителей (лиц, их заменяющих) либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Статья 19. Меры по профилактике наркомании и токсикомании в сфере молодежной политики

 

В целях профилактики наркомании и токсикомании на территории области в сфере молодежной политики осуществляются следующие меры:

1) участие в разработке и реализации программ и проведение мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

2) организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по профилактике наркомании и токсикомании в организациях, осуществляющих работу с детьми и молодежью;

3) содействие деятельности детских и молодежных общественных объединений и иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании в установленном законодательством порядке;

4) финансовая поддержка на конкурсной основе общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике наркомании и токсикомании в установленном законодательством порядке;

5) проведение конкурсов (программ, проектов, публикаций и т.п.) по профилактике наркомании и токсикомании в установленном законодательством порядке;

6) создание социально-реабилитационных центров для подростков и молодежи, центров социально-психологической помощи молодежи, центров профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи;

7) участие в организации отдыха, досуга и занятости молодежи;

8) информирование органов внутренних дел в установленном законом порядке о лицах, осуществляющих употребление, незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку, производство, сбыт или пересылку наркотических средств, склонение к употреблению наркотических средств;

9) иные меры в соответствии с законодательством.

 

Статья 20. Профилактика наркомании и токсикомании в организациях, осуществляющих работу с детьми и молодежью

 

1. Организации, занимающиеся профилактикой наркомании и токсикомании, социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные организации, осуществляющие работу с детьми и молодежью, в соответствии с учредительными документами данных организаций и (или) законодательством осуществляют профилактику наркомании и токсикомании.

В целях оказания социальных, психологических и иных услуг подросткам и молодежи в установленном законодательством порядке могут создаваться социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи и другие областные государственные учреждения, осуществляющие работу с детьми и молодежью, специализирующиеся на профилактике наркомании и токсикомании.

2. Социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи в соответствии со своими учредительными документами осуществляют:

1) психолого-педагогическую поддержку молодежи;

2) формирование устойчиво негативного отношения молодежи к наркотическим средствам;

3) психокоррекционную работу с лицами, ранее употреблявшими наркотические средства;

4) психологическую помощь молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

5) профилактику социально-негативных тенденций в молодежной среде;

6) поддержание связи с прошедшими реабилитацию молодыми людьми в целях своевременного вмешательства в случае возникновения трудной жизненной ситуации;

7) взаимодействие с соответствующими организациями, исполнительными органами государственной власти области, организациями, осуществляющими деятельность по оказанию комплексной социальной поддержки молодежи, прошедшей курс реабилитации, по вопросам трудоустройства;

8) информирование общественности о работе социально-реабилитационного центра с целью привлечения специалистов, общественных организаций и населения к участию в реабилитационных программах, а также с целью просвещения населения относительно характера болезненных зависимостей, факторов, способствующих их формированию, и возможностей их преодоления.

3. В социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи принимаются лица, которым в установленном порядке оказана наркологическая помощь. Прием в социально-реабилитационные центры осуществляется на добровольной основе.

 

Статья 21. Участие в организации отдыха и досуга несовершеннолетних

 

1. Исполнительные органы государственной власти области и областные государственные учреждения при организации отдыха и досуга несовершеннолетних в целях профилактики наркомании и токсикомании принимают меры по обеспечению:

1) формирования внутренней системы запретов на употребление наркотических средств, общего негативного отношения к наркомании и токсикомании;

2) формирования социально-позитивной психолого-поведенческой ориентации личности;

3) воспитания высокого уровня общей культуры;

4) создания стойких убеждений в недопустимости антиобщественной противоправной деятельности.

2. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере молодежной политики:

1) анализирует состояние и интенсивность досуговой воспитательной работы по месту жительства среди несовершеннолетних, в том числе употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска;

2) содействует созданию и деятельности организаций, осуществляющих работу с детьми и молодежью, занимающихся проблемами профилактики наркомании и токсикомании;

3) содействует созданию и деятельности организационно-методических центров, оказывающих помощь социальным педагогам и клубам по месту жительства;

4) разрабатывает рекомендации, планы мероприятий, методические пособия по ведению досуговой воспитательной работы по месту жительства среди несовершеннолетних, в том числе употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска;

5) участвует в организации выездных лагерей, иных форм отдыха несовершеннолетних, в том числе употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска;

6) контролирует в соответствии с законодательством реализацию программ отдыха детей, подростков и молодежи на базе стационарных, палаточных детских и оздоровительных лагерей, турбаз, иных организаций, работающих с детьми и молодежью, на территории области;

7) совместно с исполнительными органами государственной власти области, осуществляющими полномочия в сфере образования и социальной защиты, содействует созданию объединений родителей, общественных организаций, групп взаимопомощи несовершеннолетних с проблемами наркотической зависимости с целью вовлечения обучающихся в профилактическую работу;

8) осуществляет иные мероприятия, направленные на организацию и оптимизацию досуга и отдыха несовершеннолетних, в том числе употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска.

 

Статья 22. Меры по профилактике наркомании и токсикомании в сфере образования

 

1. В целях профилактики наркомании и токсикомании на территории области в сфере образования в соответствии с законодательством осуществляются следующие меры:

1) разработка и реализация программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

2) анализ деятельности исполнительного органа государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющих полномочия в сфере образования, образовательных учреждений, разработка рекомендаций и методических указаний по профилактике наркомании и токсикомании в системе образования, организация обеспечения ими работников образовательных учреждений;

3) обеспечение развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов, социальных педагогов и иных специалистов для работы в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

4) разработка и содействие внедрению в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование у несовершеннолетних навыков противостояния агрессивной среде, закрепление антинаркотической ориентации;

5) содействие организации наркопостов в образовательных учреждениях в области;

6) организация регулярного обсуждения проблем распространения наркомании и токсикомании в образовательных учреждениях, на семинарах, конференциях работников системы образования, сбор информации, обмен опытом по вопросам организации профилактики наркомании и токсикомании в системе образования иных субъектов Российской Федерации;

7) ведение в установленном порядке учета обучающихся в образовательных учреждениях, относящихся к группе риска, замеченных в употреблении наркотических средств;

8) координация и обмен информацией об обучающихся в образовательных учреждениях, относящихся к группе риска, замеченных в употреблении наркотических средств, между органами местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющими полномочия в сфере образования, органами внутренних дел области, исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим полномочия в сфере здравоохранения;

9) разработка методических рекомендаций для педагогических работников, родителей (лиц, их замещающих) несовершеннолетних по вопросам выявления ранних признаков наркомании и токсикомании, обучения навыкам бесконфликтного общения с детьми, воспитания у несовершеннолетних граждан внутренней системы ценностных ориентаций, направленных на негативное отношение к наркомании и токсикомании;

10) пропаганда здорового образа жизни, распространение знаний об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья среди обучающихся, воспитанников и студентов;

11) мониторинг ситуации, связанной с распространением наркомании и токсикомании среди обучающихся, воспитанников и студентов;

12) оказание социально-психологической, педагогической помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и вовлечения в употребление наркотических средств;

13) оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющим трудности в воспитании детей, консультирование по способам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические средства;

14) обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;

15) выявление несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения, употребляющих наркотические средства, а также меры, направленные на получение ими образования;

16) выявление обучающихся с признаками наркотической зависимости в ходе проводимых в соответствии с законодательством профилактических осмотров детей школьного возраста;

17) представление в исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере образования, предложений по совершенствованию мер по профилактике наркомании и токсикомании;

18) иные меры в соответствии с законодательством.

3. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере образования, при участии исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего полномочия в сфере здравоохранения, разрабатывает и внедряет меры, направленные на организацию в образовательных учреждениях области проведения первичного осмотра обучающихся на предмет обнаружения признаков употребления наркотических средств, в том числе следов инъекций с наркотическими веществами, в рамках ежегодного медицинского осмотра обучающихся.

 

Статья 23. Общественные наркологические посты в учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования

 

1. В целях создания эффективной постоянно действующей системы наблюдения и контроля за распространением наркомании и токсикомании, организации и проведения комплексной работы по профилактике наркомании и токсикомании среди обучающихся в учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования могут создаваться общественные наркологические посты.

Общественный наркологический пост создается в соответствии с уставом образовательного учреждения по решению руководителя образовательного учреждения либо иным органом в соответствии с указанным уставом на добровольных началах в количестве не менее пяти человек из числа родителей, педагогических работников, медицинских работников и иных специалистов и представителей общественности.

2. Основными задачами общественного наркологического поста являются:

1) принятие мер, направленных на выявление обучающихся, употребляющих наркотические средства, а также обучающихся, относящихся к группе риска;

2) осуществление профилактических мероприятий с проведением индивидуальной воспитательной работы с учащимися, выявление и принятие мер по устранению условий, способствующих возникновению и распространению наркомании и токсикомании среди обучающихся;

3) осуществление профилактических мероприятий с родителями обучающихся;

4) организация и проведение информационно-просветительской работы профилактического характера среди учителей и обучающихся.

3. В случае получения информации об употреблении обучающимися наркотических средств общественный наркологический пост совместно с администрацией образовательного учреждения обеспечивает направление необходимых сведений в органы, уполномоченные принимать решение о направлении на медицинское освидетельствование в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и иными федеральными законами.

4. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере образования, совместно с исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим полномочия в сфере здравоохранения, разрабатывает и утверждает инструктивно-методические указания, определяющие порядок организации и деятельности общественных наркологических постов в учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования.

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере здравоохранения, определяет порядок разработки и утверждения программы подготовки санитарного актива по вопросам профилактики наркологических заболеваний, в соответствии с которой проходят специальную подготовку члены общественного наркологического поста.

 

Статья 24. Профилактика наркомании и токсикомании в рамках образовательных программ учреждений основного общего и среднего (полного) общего образования

 

1. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере образования, разрабатывает рекомендации по преподаванию обучающимся в образовательных учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования в рамках учебных предметов знаний, направленных на формирование здорового образа жизни, внутренней системы запретов на употребление наркотических средств.

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере образования, может рекомендовать введение образовательных программ и методик по профилактике наркомании и токсикомании посредством проведения спецкурсов, факультативов, элективных курсов по здоровому образу жизни на основании разработанных и утвержденных превентивных образовательных программ и методик при наличии в образовательных учреждениях специально подготовленных педагогических работников.

2. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере образования, организует разработку методических материалов для проведения семинаров и тренингов среди несовершеннолетних и молодежи, направленных на воспитание у несовершеннолетних внутренней системы запретов на употребление наркотических средств, и проведение таких семинаров и тренингов.

 

Статья 25. Профилактика наркомании и токсикомании в областных государственных учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования

 

Областные государственные учреждения начального, среднего и дополнительного профессионального образования в соответствии с законодательством принимают следующие меры, направленные на выявление обучающихся, употребляющих наркотические средства, и профилактику наркомании и токсикомании в образовательных учреждениях:

1) проводят анонимные опросы обучающихся об известных им фактах употребления учащимися наркотических средств;

2) взаимодействуют с органами внутренних дел, уполномоченными Правительством Иркутской области исполнительными органами государственной власти области в сборе информации об обучающихся, употребляющих либо распространяющих наркотические средства;

3) контролируют посещение обучающимися занятий, выясняют причины их отсутствия на занятиях;

4) организуют и поощряют инициативы обучающихся, их объединений в проведении мероприятий, направленных на профилактику наркомании и токсикомании;

5) в целях организации медицинского освидетельствования обучающихся на предмет употребления наркотических средств представляют необходимые сведения в органы, уполномоченные принимать решение о направлении на медицинское освидетельствование;

6) осуществляют иные меры в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с законодательством.

 

Статья 26. Профилактика наркомании и токсикомании в иных учреждениях системы образования

 

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним, иные учреждения, создаваемые в системе образования и действующие на территории области, участвуют в профилактике наркомании и токсикомании в рамках решения стоящих перед ними задач и в определенном законодательством порядке.

2. Исполнительные органы государственной власти области в установленном порядке создают учреждения, оказывающие комплексную психолого-педагогическую, учебно-воспитательную, социально-реабилитационную и иную помощь несовершеннолетним, в том числе учреждения, специализирующиеся на оказании такой помощи несовершеннолетним, употребляющим наркотические средства или склонным к их употреблению, или содействуют их созданию в системе образования.

3. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия в сфере образования, принимает меры к созданию и развитию инструктивно-методической базы для организации и деятельности указанных учреждений.

 

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Иркутской области от 7 марта 2002 года N 8-оз «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области» (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2002, N 16);

2) Закон Иркутской области от 7 октября 2002 года N 40-оз «О внесении изменений и дополнений в Законы Иркутской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области», «Об областной государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Иркутской области», «Об административной ответственности за правонарушения в сфере библиотечного дела в Иркутской области», «Об обязательном экземпляре документов Иркутской области», «Об административной ответственности в Иркутской области за правонарушения в сфере архивного дела» (Восточно-Сибирская правда, 12.10.2002, N 195 — 196);

3) Закон Иркутской области от 23 октября 2003 года N 42-оз «О внесении изменений и дополнений в Закон Иркутской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области» (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2003, N 30, т. 1);

4) Закон Иркутской области от 7 октября 2004 года N 47-оз «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области» (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2004, N 40, т. 1);

5) Закон Иркутской области от 31 марта 2005 года N 11-оз «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области» (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2005, N 7, т. 1);

6) Закон Иркутской области от 10 октября 2005 года N 50-оз «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области» (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2005, N 12, т. 1);

7) Закон Иркутской области от 8 октября 2007 года N 74-оз «О внесении изменений в статью 29 Закона Иркутской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области» (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2007, N 34, т. 2).

 

Губернатор

Иркутской области

Д.Ф.МЕЗЕНЦЕВ

г. Иркутск

7 октября 2009 года

N 62/28-оз

Меню