Родителям

Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое  сопровождение

В настоящее время актуальным в деятельности педагогов стал  структурный подход, в рамках которого рассматриваются не только личностные и  индивидуальные особенности ребенка, но и характер его межличностных отношений со сверстниками, с родителями и окружающими его взрослыми.

Но, к сожалению, речь, как правило, идет лишь о том, насколько соответствует или не соответствует данный ученик принятым методам и содержанию обучения. Существует даже понятие «труднообучаемый ученик».  Дифференциация обучения сводится фактически к разделению детей, которые смогли адаптироваться к особенностям существующей образовательной системы. Поэтому, всю коррекционную работу мы чаще всего понимаем, как адаптацию ребенка к системе  требований и приемов образования.

Но любому человеку, ребенку присущи многоплановость и многослойность. Чтобы раскрыть все богатство внутреннего мира маленького человека и определить особенности его психики, работу каждого педагога необходимо направить на выявление всех сторон и качеств ученика.  А в работе с классным коллективом не делить всех детей на «слабых» и «сильных», не воспринимать   различную успешность ребенка как помеху, а признать единство педагогических целей, которое призывает педагога к тому, чтобы  для  разных по успешности учеников находить разные подходы.  Ведь, как правило, ВСЕ УЧАЩИЕСЯ, без какого бы то ни было исключения, МОГУТ УЧИТЬСЯ. Они могут успешно осваивать естественные науки и математику. Они могут учиться правильно писать. Единственное, на что они могут оказаться неспособными – это учиться так, как предписывается конкретной программой, учебником или учителем.

Предложенная схема психолого-педагогического сопровождения ставит своей целью помочь ребенку адаптироваться в данной среде, где адаптированный ребенок рассматривается, как «приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде». (М. Битянова, 2001 г.) То естьадаптацияэто не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностном и социальному развитию. Чтобы каждый ребенок мог    успешно адаптироваться к школьной жизни необходимо организовать грамотное психолого-педагогическое сопровождение, как подготовительный этап, и работу психолого-педагогической системы сопровождения в целом.

Таким образом, главная цель психолого-педагогического сопровождения – дать возможность педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией в классе, сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым учащимся.

 

Задачипсихолого-педагогического сопровождения:

 

1.     Оказание психологической и педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребенка в новых социальных условиях;

 

2.     Создание атмосферы безопасности и доверия в системе учитель – ребенок – родитель;

 

3.     Способствовать формированию умений и навыков ребенка, лежащих в зоне его ближайшего развития.

 

Важнейшими уровнями, на которых необходимо осуществлять сопровождение:

 

1.     Индивидуально-психологический, определяющий развитие основных психологических систем:

·        интеллектуальное развитие ребенка (уровень  обучаемости, интеллектуальное развитие, креативность мышления;

·        умственное развитие (уровень обученности, учебная успешность ребенка).

2.     Личностный, выражающий специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от сверстников:

·        особенности взаимодействия с окружающими (социометрический статус, уровень тревожности);

·        мотивация.

3.     Индивидуальные особенности личности, составляющих внутреннюю физиологическую и психологическую основу:

·        тип темперамента;

·        ведущая модальность.

 

С психологической точки зрения психолого-педагогическая система сопровождения должна, прежде всего, рассматриваться как преемственность начального образования и среднего. Важно, чтобы индивидуальное развитие ребенка прослеживалось комплексно и в учебно-воспитательный  процесс были вовлечены все участники: учитель начальных классов, классный руководитель, педагоги-предметники, родители ребенка, так как сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Все обозначенные направления работы и возрастные периоды в рамках психолого-педагогического сопровождения:

·        это, прежде всего,  — первый класс (кризис семи лет – перемена

социального статуса);

·                          — четвертый и пятый классы  (возрастной кризис, переход к

младшему подростковому возрасту);

·                           — седьмой и восьмой классы (первичное профессиональное

и личностное самоопределение);

·                           — десятый класс (определение системы жизненных ценностей,

взглядов и ориентаций, ).

на этапе адаптации наполняются конкретным содержанием в соответствии с тем или иным этапом работы.

 

Любые переходные периоды в обучении школьников ставят специфические проблемы, которые требуют особого внимания педагогов. Один из таких  периодов  –  переход  учащихся  из  начальной  школы  в  среднее  звено. Когда в младших классах школьная дезадаптация встречается у 8-10% детей, то в средних – у 20-25%. Короткая характеристика пятиклассников выглядит примерно так: дети норовистые, упрямые, раздражительные, грубоватые, подвижные, любят спорить, перебивать других, у них наблюдается частая смена настроения, вспышки враждебности и грубости, разочарования и обиды, даже терморегуляция организма у таких школьников неустойчивая. Вся эта эмоциональная неуравновешенность – проявления психической перестройки, поскольку детские формы поведения разрушаются, а новые, взрослые еще не сложились.

Именно поэтому – пятый класс – является особо важным периодом в развитии ребенка. Именно в этом возрасте начинают возникать трудности, которые в последствии перерастут в личностные качества.

Известно, что к началу подросткового возраста учеба теряет ведущее значение в психическом развитии школьников, но при этом остается их основной деятельностью. В такой двойственности проявляется отличительная особенность переходного периода.

Зная индивидуальные интеллектуальные способности, уровень его обучаемости, педагог, опираясь на природные особенности ребенка, в силах повысить учебную мотивацию младшего подростка. (см. табл.1)

 

Умелое использование преобладающего сенсорного каналов позволяет учителю  с большим коэффициентом полезной деятельности передавать ученикам сложную учебную информацию.  Для педагогов представляют интерес поведенческие признаки, на основе которых можно сделать примерный вывод о том, какой канал: аудиальный, визуальный или кинестетический —  развит у учащегося лучше.

Меню