Психолого-педагогическое сопровождение
В настоящее время актуальным в деятельности педагогов стал структурный подход, в рамках которого рассматриваются не только личностные и индивидуальные особенности ребенка, но и характер его межличностных отношений со сверстниками, с родителями и окружающими его взрослыми.
Но, к сожалению, речь, как правило, идет лишь о том, насколько соответствует или не соответствует данный ученик принятым методам и содержанию обучения. Существует даже понятие «труднообучаемый ученик». Дифференциация обучения сводится фактически к разделению детей, которые смогли адаптироваться к особенностям существующей образовательной системы. Поэтому, всю коррекционную работу мы чаще всего понимаем, как адаптацию ребенка к системе требований и приемов образования.
Но любому человеку, ребенку присущи многоплановость и многослойность. Чтобы раскрыть все богатство внутреннего мира маленького человека и определить особенности его психики, работу каждого педагога необходимо направить на выявление всех сторон и качеств ученика. А в работе с классным коллективом не делить всех детей на «слабых» и «сильных», не воспринимать различную успешность ребенка как помеху, а признать единство педагогических целей, которое призывает педагога к тому, чтобы для разных по успешности учеников находить разные подходы. Ведь, как правило, ВСЕ УЧАЩИЕСЯ, без какого бы то ни было исключения, МОГУТ УЧИТЬСЯ. Они могут успешно осваивать естественные науки и математику. Они могут учиться правильно писать. Единственное, на что они могут оказаться неспособными – это учиться так, как предписывается конкретной программой, учебником или учителем.
Предложенная схема психолого-педагогического сопровождения ставит своей целью помочь ребенку адаптироваться в данной среде, где адаптированный ребенок рассматривается, как «приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде». (М. Битянова, 2001 г.) То естьадаптация— это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностном и социальному развитию. Чтобы каждый ребенок мог успешно адаптироваться к школьной жизни необходимо организовать грамотное психолого-педагогическое сопровождение, как подготовительный этап, и работу психолого-педагогической системы сопровождения в целом.
Таким образом, главная цель психолого-педагогического сопровождения – дать возможность педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией в классе, сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым учащимся.
Задачипсихолого-педагогического сопровождения:
1. Оказание психологической и педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребенка в новых социальных условиях;
2. Создание атмосферы безопасности и доверия в системе учитель – ребенок – родитель;
3. Способствовать формированию умений и навыков ребенка, лежащих в зоне его ближайшего развития.
Важнейшими уровнями, на которых необходимо осуществлять сопровождение:
1. Индивидуально-психологический, определяющий развитие основных психологических систем:
· интеллектуальное развитие ребенка (уровень обучаемости, интеллектуальное развитие, креативность мышления;
· умственное развитие (уровень обученности, учебная успешность ребенка).
2. Личностный, выражающий специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от сверстников:
· особенности взаимодействия с окружающими (социометрический статус, уровень тревожности);
· мотивация.
3. Индивидуальные особенности личности, составляющих внутреннюю физиологическую и психологическую основу:
· тип темперамента;
· ведущая модальность.
С психологической точки зрения психолого-педагогическая система сопровождения должна, прежде всего, рассматриваться как преемственность начального образования и среднего. Важно, чтобы индивидуальное развитие ребенка прослеживалось комплексно и в учебно-воспитательный процесс были вовлечены все участники: учитель начальных классов, классный руководитель, педагоги-предметники, родители ребенка, так как сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Все обозначенные направления работы и возрастные периоды в рамках психолого-педагогического сопровождения:
· это, прежде всего, — первый класс (кризис семи лет – перемена
социального статуса);
· — четвертый и пятый классы (возрастной кризис, переход к
младшему подростковому возрасту);
· — седьмой и восьмой классы (первичное профессиональное
и личностное самоопределение);
· — десятый класс (определение системы жизненных ценностей,
взглядов и ориентаций, ).
на этапе адаптации наполняются конкретным содержанием в соответствии с тем или иным этапом работы.
Любые переходные периоды в обучении школьников ставят специфические проблемы, которые требуют особого внимания педагогов. Один из таких периодов – переход учащихся из начальной школы в среднее звено. Когда в младших классах школьная дезадаптация встречается у 8-10% детей, то в средних – у 20-25%. Короткая характеристика пятиклассников выглядит примерно так: дети норовистые, упрямые, раздражительные, грубоватые, подвижные, любят спорить, перебивать других, у них наблюдается частая смена настроения, вспышки враждебности и грубости, разочарования и обиды, даже терморегуляция организма у таких школьников неустойчивая. Вся эта эмоциональная неуравновешенность – проявления психической перестройки, поскольку детские формы поведения разрушаются, а новые, взрослые еще не сложились.
Именно поэтому – пятый класс – является особо важным периодом в развитии ребенка. Именно в этом возрасте начинают возникать трудности, которые в последствии перерастут в личностные качества.
Известно, что к началу подросткового возраста учеба теряет ведущее значение в психическом развитии школьников, но при этом остается их основной деятельностью. В такой двойственности проявляется отличительная особенность переходного периода.
Зная индивидуальные интеллектуальные способности, уровень его обучаемости, педагог, опираясь на природные особенности ребенка, в силах повысить учебную мотивацию младшего подростка. (см. табл.1)
Умелое использование преобладающего сенсорного каналов позволяет учителю с большим коэффициентом полезной деятельности передавать ученикам сложную учебную информацию. Для педагогов представляют интерес поведенческие признаки, на основе которых можно сделать примерный вывод о том, какой канал: аудиальный, визуальный или кинестетический — развит у учащегося лучше.