Дополнительное образование

Программа по славянскому фольклору «Фольклор детям»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

Районный Дом детского творчества

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Егоровская основная общеобразовательная школа

Имени полного кавалера ордена Славы Левченко Григория Семеновича

Рекомендована

Экспертной комиссией

МКУ ДО РДДТ

протокол №______ №_______

 

«___» ______________ 2017 года

 

Утверждена

приказом по МКУ ДО РДДТ

«____» __________ 2017 года

________________________

Директор МКУДО РДДТ

Цыренова Л.А

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по

по славянскому  фольклору

«Фольклор детям»

(название программы)

Адресат программы:

ориентирована на обучающихся 7-15 лет

Срок реализации: 1 год

Педагог дополнительного образования

Инкижинова Татьяна Сергеевна

МКОУ Егоровская ООШ

 

Содержание.                                                                          Стр.

  • Пояснительная записка……………………………………………………………………..3
  • Учебно-тематический план…………………………………………………………………7
  • Содержание программы…………………………………………………………………….9
  • Календарно-учебный график……………………………………………………………….14
  • Оценочные материалы  (Итоговая  аттестация, анкетирование, опросы, тесты, самостоятельная работа, рефераты, защита творческого проекта, выставки, сценарии мероприятий)…..19
  • Литература …………………………………………………………………………………..22
  • Методическое обеспечение, методические материалы (литература)……………………23

 

 

Пояснительная записка.

 

                          «Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и  потребности детского

                                    возраста и потому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

                                    жизнью, который возник, вырос и развился из

                                    исканий высокой радости детской народной массы.

                                    Это – детский фольклор»

                                                                                                                            Г.С.Виноградов.

Образовательная общеразвивающая дополнительная программа  по славянскому  фольклору   «Фольклор детям»  разработана на основании типовой программы и   в соответствии с «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования» ( Письмо Минобрнауки России   №  06-1844 от  11.12.2006 г.), методическим  пособием  «Программы в образовательном учреждении дополнительного образования детей: современные требования к содержанию и структуре» (Кафедры педтехнологий и управления инновационными процессами Министерства образования Иркутской области ОГАОУ ДПО Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 2013 год).

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.

В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.

 

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена в соответствии с приоритетными направлениями концепции модернизации российского образования на период до 2020 года:

—  воспитание гражданина патриота, знающего и обогащающего отечественную историю и культуру.

Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе и детскому во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Поэтому нет другого выхода из сложившегося кризиса, кроме возрождения самобытной Российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры.

Следует подчеркнуть, что школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Создавать различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в русскую избу, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края, русского народа.

Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового, и сохранились различные пласты художественного наследия народа, развивать способности детей средствами всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде художественной деятельности.

В основе содержания и структуры предлагаемой программы  лежит идея школьного музыкально-эстетического образования на основе песенного и танцевального фольклора и творческой деятельности.

Под фольклорным образованием понимается освоение песенного фольклора как искусство народного пения. Фольклорное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурное явление, как эстетическое преображение реальности.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

       Новизна программы :

Новизна программы определенна тем, что в основу программы вложены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Считаю необходимым при освоении программы русский детский фольклор, вставить разделы «Моя родословная, «Русский народный костюм », в котором подробно будут рассматриваться мужские и женские народные костюмы, раздел «Танцевальный и песенный фольклор», на занятиях которых дети будут осваивать навыки танцевального и песенного фольклора.

 

Цель  программы: пробудитьу обучающихся живой интерес к изучению русского  фольклора.

Задачи:

образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.

 — развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.

  —  воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

Срок обучения по программе  – 3 года.

Возраст обучающихся – 7 – 15лет

На год обучения  —   102 часа. По 3 часа в неделю (2 раз в неделю)

Предполагаемые результаты освоения программы

  Должны знать:

 —специфику детского  фольклора;

— историю собирания и изучения детского фольклора;

— классификацию детского фольклора;

-жанры народной поэзии, их особенности.

 

Должны уметь:

определять жанры народной поэзии;

-классифицировать жанры фольклора;

-использовать фольклор в учебной деятельности, общении со сверстниками, младшими братьями, сёстрами, детьми.

-составлять свою родословную

-танцевать и петь русские народные танцы, песни

 

Данная программа способствует освоению обучающимися универсальных учебных действий, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках данного направления деятельности.

Программа позволяет развивать обучающихся в следующих универсальных учебных действиях:

Личностных — направлены на овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, а также освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля, формирование знаний о собственном здоровье, экологической культуре, об основах безопасности жизнедеятельности обучающихся.

Регулятивных — способствуют развитию действий, обеспечивающих организацию собственной образовательной деятельности через способность:

— постановки цели с учетом уже изученного материала;

— планирования с ориентацией, как на промежуточный, так и конечный результат;

— прогнозирования с учетом индивидуальных образовательных и физиологических возможностей;

— коррекция собственной деятельности с учетом ранее поставленных целей и запланированных результатов;

— оценка качества усвоенных знаний и приобретенных умений.

Познавательных— представляют совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включают элементы логической, методологической, проектной деятельности в области мультипликации и художественной деятельности. Формируются знания и умения организации, анализа, рефлексии и самооценки собственной учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативных— формируются как в процессе образовательного процесса, так и вне его посредством реальных объектов коммуникации. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся  направлено на развитие:

— навыков работы в группе, коллективе;

— навыков овладение различными социальными ролями;

— навыков активной позиции в коллективе.

Таким образом, развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий позволяет в целом повысить результативность образовательно-воспитательного процесса, как в основной школе, так и в дополнительном образовании.

 

 

Прогнозируемые результаты

Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.

Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль.

Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.

Используя занятия кружка, учитель расширяет образовательную среду школьников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.

Введенные во второй год обучения такие разделы как «Моя родословная», даст навык самостоятельного составления своего генеалогического древа, а танцевальный и песенный раздел изучения славянского фольклора , нацеливает на то, что дети будут уметь исполнять народные танцы и песни.

 

Учебно-тематический план на первый год обучения

№ п/п

Тема

Теория
кол-во часов

Практика
кол-во часов

Всего
кол-во часов

Раздел 1. «Вводное занятие»
 1. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии и в помещении. Знакомство с предметом. 1 1
Раздел 2. «Календарные праздники» 45
 2. «Сентябрь — листопад» 2 1 3
 3. Свадьба на Руси 2 1 3
 4. «Покров-Зазимье» 2 1 3
 5. Новый год 2 1 3
 6. Татьянин день 2 1 3
 7. «Рождественские сказания» 2 1 3
 8. «Рождественские вечера» 2 1 3
 9. «А у нас Рождество» 2 1 3
 10. «Крещенские сказания» 2 1 3
 11. «Сретенье» 2 1 3
 12. «Масленица» 2 1 3
 13. Рождение  младенца 2 1 3
 14. «Благовещение» 2 1 3
 15. «Пасха – красная Пасха» 2 1 3
 16. Иван Купала 2 1 3
Раздел 3. «Обычаи, традиции и обряды русского народа» 24
 17.  Приметы русского народа 2

1

3
 18. Приметы моего родного края 2

1

3
 19. Старинная русская кухня

2

1

3
 20. Русская кухня наших лет

2

1

3
 21. «Именины»

2

1

3
 22. Песенный фольклор

2

1 3
 23. Танцевальный фольклор 2 1 3
 24. Весенние игры 2 1 3
Раздел 4. Моя родословная 12
 25. Моя семья 2 1 3
 26. Откуда мы родом и где находятся наши корни 2 1 3
 27. Мои прабабушки и прадедушки 2 1 3
 28. Составление моего генеалогического древа 2 1 3
Раздел 5. «Русский народный костюм» 12
 29. Из чего одежду делали 2 1 3
 30. Изготовление русского народного костюма 2 1 3
 31. Женская и девичья одежда 2 1 3
 32. Старинная мужская одежда 2 1 3
Раздел 6. Танцевальный и песенный фольклор 12
 33. Игровые танцы 2 1 3
 34. Пляски 2 1 3
 35. Хороводы 2 1 3
 36. Русские народные песни 2 1 3
Всего за год: 67 35 102

 

Содержание программы:

Раздел 1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии и в помещении. Знакомство с предметом.

 

Раздел 2. «Календарные праздники»

«Сентябрь — листопад»

«Пчела — божья работница»

«Покров-Зазимье»

«Ведение пришло — зиму в хату завело»

«Никола Зимний и Спиридон Солнцеворот»

«Рождественские сказания»

«Рождественские вечера»

«А у нас Рождество»

«Крещенские сказания»

«Сретенье»

«Масленица»

«Сорок сороков»

«Благовещение»

«Пасха – красная Пасха»

«Егорий Вешний»

1.Сентябрь- листопад

Что значат приметы? Откуда пошли первые приметы. Наиболее общеупотребительные приметы.

Новолетие, беседа о времяисчислении календаре, рассматривание разных календарей; форм и видов часов, поделка карманного календаря.

 

Наблюдения в природе:

  •  Уменьшение светового дня.
  •  Понижение температуры воздуха (похолодание). Первые заморозки.
  •  Холодные росы, туманы. Частые холодные дожди, их характеристика (мелкий — моросит, крупный — “льет как из ведра”).
  •  Изменение в одежде людей.
  •  Цвет неба, движение и форма облаков (почему облака движутся), ветер сильный, порывистый.
  •  Изменения состояния растений: появление осенних красок в листве, траве, на полях появляется зелень озимых культур

Анализ пословиц и поговорок

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Осенью кисель да блины, а весной сиди да гляди.

Анализ примет :

Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

Если с дерева лист чисто не падает — будет холодная зима.

Лист хоть и пожелтел, но отпадает слабо — морозы наступят нескоро.

Поделка карманного календаря, из цветной бумаги, по временам года (осень – жёлтые расцветки, зима – синие оттенки и т.д.). Начинается календарь с сентября месяца.

2. Свадьба на Руси

Обычаи, традиции, связанные с проведение свадьбы на Руси

3. «Покров-Зазимье»

Первое знакомство с православными праздниками

Беседа о православных праздниках, какие праздники дети уже знаю, какие предстоит узнать.

Притча о Деве Марии- истоке праздника. Знакомство с понятием икона, демонстрация икон.

Проведение игры «Цветок добра».

4 .«Ведение пришло — зиму в хату завело»

Знакомство детей с зимним праздником народного календаря- Новым годом; беседа о празднике, народные поверья.

Поговорки, пословицы, первые зимние торги, торги санями, санками, салазками, ледянками.

Слова для запоминанья: введенье, салазки, ледянки, роспись.

Поделка: санки

5 — 6.«Рождественские сказания»

Рассказ о Рождестве Христовом. Праздник называют «материю всех праздников». Рождение Иисуса Христа – сына Божьего, Спасителя мира – начинается его земная жизнь, страдания, смерть и воскресение.

Значение святой ночи столь велико, что даже весь ход новой истории и само наше летоисчисление ведём мы от Рождества Христова.

Показ персонажей, изготовление подарков.

Поздравление с Рождеством, чтение колядок, чтение стихов, игры, развлечение.

7. Крещенские сказания

Беседа о празднике Крещении, крещенской воде, обряде Крещения.

Поверья, связанные с этим праздником;

Рассказ «Святая ночь», рассматривание картины «Крещение Руси» К.В. Лебедева. Освящение водой помещений (класса, избы).

Слова для запоминанья: крещенье, водоосвященье, Богоявление, идолы, крещенская вода

Удивительные свойства святой воды.

Интересные факты о святой воде.

8.Сретенье.

Знакомство детей с весенними праздниками народного календаря: Сретеньем.

Беседа о празднике, рассказ, стихи, заклички, приговорки.

Встреча зимы с весной.  Сретение Господне — один из главных праздников христианской Церкви. В Русской Православной Церкви он отмечается 15 февраля.В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча».

День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы

Слова для запоминанья: сретенье, заклички, приговорки.

Разучивание танца весны.

9. «Масленица»

Знакомство детей с весенними праздниками народного календаря  — Масленицей.

Беседа о празднике, о днях этой недели, загадки о блинах и продуктах из которых делаю блины.

Словарная работа: Маслёна, чучело, лакомка, перелом, мамины (тёщины вечёрки), сестрины (золовкины посиделки), прощёный день, заигрыши.

Изготовление чучела, вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер.

Игра  «Дни Масленицы», игры – конкурсы, чаевничание с блинами.

10. Рождение младенца

Рассказ, обычаи, связанные с праздником

11. «Благовещение»

Православный праздник, посвящённый евангельскому событию — возвещению архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении от неё Иисуса Христа. Отмечается 25 марта (7 апреля по юлианскому календарю).

Понятие Благая весть — Слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения.

Беседа, просмотр фильма, поговорки, приметы; обычай «выпускать птиц на волю». Поделка оригами «Птичка».

12.«Пасха – красная Пасха»

Рассказ о Пасхе с показом , игры, забавы, обычаи, связанные с Пасхой.

Одним из торжественных праздником христиан является Пасха – Светлое Христово Воскресенье. Этот праздник завершает время Великого Поста и приходится на весеннее время, что добавляет ему особую атмосферу радости. Христиане отмечают его, соблюдая все традиции, и поздравляют родных и близких с праздником Пасхи. Этот праздник установлен в память о Воскресении Иисуса Христа.

День празднования Пасхи исчисляют по лунному календарю, поэтому он не имеет определенной даты.

Торжества начинаются в первое воскресенье после полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия (22 марта).

Выступления детей кружка с Пасхальным концертом.

13. Иван Купала

Происхождение названия. Обряды и поверья

Поминание предков. Вода

Купальский костёр

Купальские песни

Купальский венок

Купальское деревце

 

Раздел 3. «Обычаи, традиции и обряды русского народа»

Раздел 3. «Обычаи, традиции и обряды русского народа»

Приметы русского народа

Приметы моего родного края

Старинная русская кухня

Русская кухня наших лет

«Именины»

Песенный фольклор

Танцевальный фольклор

Весенние игры

 

1Приметы русского народа

Что значат приметы? Откуда пошли первые приметы. Наиболее общеупотребительные приметы

А серебром деревья уберет   (Иней)

Анализ осенних  примет

В лесу много рябины — осень будет…(дождливая)

Гром в сентябре предвещает…(тёплую осень)

Паутина стелется по растениям — к …(теплу)

Тёплая осень – к долгой … (зиме)

2. Приметы моего родного края

Поисковая работа

3.«Старинная русская кухня»

Беседа о том, что ели в старину.

Загадки, пословицы, поговорки о хлебе, каше, еде.

Словарная работа: пир, сбитень, каша, ситный хлеб, решетный хлеб, щи, крендель, похлёбка, калач, каравай.

Дегустация разных видов хлеба.

4. Русская кухня наших лет

Подготовка презентаций , о том

, какие блюда из русской кухни готовят дома.

5. Именины

Беседа об имени, именинах, обычаи, игры с ними связанные.

Нельзя давать новорожденному имя недавно умершего члена семьи

Сокрытие имени

Нельзя меняться ни именами ни шапками

Крещение и обычаи с ним связанные

Оформление и изготовление именинной открытки

7.Песенный фольклор

Понятие песенного фольклора ( календарные , обрядовые , праздничные песни)

 

8. «Весенние забавы детей»

Весенние игры для школьников на свежем воздухе

 

Раздел 4.

Моя родословная

Моя семья

Откуда мы родом и где находятся наши корни

Мои прабабушки и прадедушки

Составление моего генеалогического древа

  1. Моя семья

Изучение семейного архива фотографий, подпись фотографий, имен, фамилий

  1. Откуда мы родом и где находятся наши корни

Определение места жительства прабабушек и прадедушек, запись их рассказов в отдельную тетрадь

  1. Мои прабабушки и прадедушки

Сбор информации по примерным датам вступления в брак прабабушек и прадедушек, рождение и место жительства их детей

  1. Составление моего генеалогического древа

 

Раздел 5. «Русский народный костюм»

Из чего одежду делали

Изготовление русского народного костюма

Женская и девичья одежда

Старинная мужская одежда

1.«Из чего одежду делали»

Беседа о льне, обработке его, чтение рассказа «Ванюшкина рубашка»,

Познакомить учащихся с традициями льноводства на Руси,  этапами льняного производства, обрядами, связанными с ним, праздниками, посвященными льну

Что такое прядение

2.Изготовление русского народного костюма

Практикум по изготовлению отдельных элементов русской одежды

3.«Женская и девичья одежда»

Беседа о женской одежде

Женская одежда во времена Московской Руси была преимущественно распашной. Особенно оригинальной была верхняя одежда, к которой относились летники, телогреи, холодники, роспашницы и др.

Просмотр презентации

Конкурс рисунков на лучший женский наряд

4.«Старинная мужская одежда»

Беседа о мужской одежде

Виды мужской одежды : кафтан, кожух, зипун и др.

Конкурс рисунков на лучшую мужскую одежду

Раздел 6. Танцевальный и песенный фольклор

Игровые танцы

Пляски

Хороводы

Русские народные песни

  1. Игровые танцы

Русский игровой танец ( тематика, атрибутика)

Практические навыки

  1. Пляски

Виды русских плясок ( одиночная, парная, перепляс, массовая, групповая )

Практические навыки

  1. Хороводы

Виды русских хороводов

Практические  навыки

  1. Русские народные песни

Песни свадебного цикла;
эпос; танцевальные жанры;
лирические песни;
частушки

 

Календарно- учебный график на первый год обучения

Месяц

дата

Тема

Кол-во часов

Формы и методы проведения

Оборудование

Вид контроля

сентябрь

Вводное занятие.

( Инстуктаж по ТБ, правилам  поведения), знакомство с программой «Фольклор детям»

1 Беседа. Опрос  по правилам поведения, по ТБ
Приметы русского народа 2 Рассказ, объяснительно-иллюстративный.

 

ПК, Проект
«Сентябрь -листопад» 3 Беседа, наблюдение.

Групповая

Термометр для измерения температуры

воздуха

Самостоятельная работа
Свадьба на Руси 3 Работа с книгой. Разучивание свадебных песен, обрядов. Коллективная. Картины. Компьютер.

Текст песен.

Доклад, презентация.

октябрь

Моя семья 3 Работа с фотографиями Изучение семейного архива фотографий, подпись фотографий, имен, фамилий Фотографии Презентация
Откуда мы родом и где находятся наши корни 3 Объяснение. Поисковый. Определение места жительства прабабушек и прадедушек, запись их рассказов в отдельную тетрадь Канцелярские принадлежности Доклад
Приметы моего родного края 3 Беседы о приметах , бытующих в Иркутской области, на Байкале и др., поисковый, работа с книгой. Компьютер. Опрос
«Покров-первое Зазимье» 3 Беседа«Знакомство с праздником, поговорки, пословицы»,

игра«Покровская ярмарка».

Иконы

ноябрь

Мои прабабушки и мои прадедушки 3 Поисковый. Сбор информации по примерным датам вступления в брак прабабушек и прадедушек, рождение и место жительства их детей.

Индивидуальная работа.

Презентация Самостоятельная работа дома
Песенный фольклор 3 Прослушивание  и разучивание песен. Аудиоаппаратура Выступление
Старинная русская кухня 3 Беседа, коллективная Кухонная утварь, хлеб Выставка

Русская кухня наших лет 3 Беседа. Изменения которые претерпела русская кухня в течение большого времени

Что мы готовим дома из русской кухни

Презентация

декабрь

Новый год 3 Беседа о празднике,

подделки из салфеток

Салфетки, канцелярские принадлежности Выставка
Рождественские сказания 3 Изготовление елочной игрушки, индивидуальная. Бумага, лампочки и т.д.,

канцелярские принадлежности

Выставка
Рождественские сказания 3 Рассказ о Рождестве с показом персонажей, колядки,

изготовление подарков.

Материал для подарков проведение мини-выставок
Рождественские вечера 3 Рассказ о Святках, просмотр фильма о Рождестве, изготовление подарков. Канцелярские принадлежности Презентация,

Мини – выставка.

январь

«А у нас Рождество» 3 Урок — игра Опрос
«Крещенские сказания» 3 Беседа о празднике, крещенской воде, поверья, связанные с этим праздником; освящение водой помещений (класса, избы) Крещенская вода Опрос
Татьянин день 3 Рассказ история праздника «Татьянин день», традиции , приметы в этот день ПК Опрос
«Именины» 3 Беседа об имени, именинах, обычаи, игры с ними связанные,

ролевая игра «А у нас именины», оформление именинной открытки

Канцелярские принадлежности проведение мини-выставки

февраль

Танцевальный фольклор 3 Основные жанры русского народного танца Просмотр видеороликов
«Сретенье» 3  Беседа о празднике, рассказ, стихи, заклички, приговорки.. ПК Самостоятельная работа
«Масленица» 3 Игра  «Дни Масленицы»,

Разучивание песен

ПК, текст песен. Выступление
Игровые танцы 3 Разучивание танца Просмотр видеороликов Выступление

март

«Из чего одежду делали» 3 Беседа о льне, обработке его, что такое прядение ПК, просмотр презентации Опрос
Изготовление русского народного костюма 3 Изготовление различных деталей русской народной одежды Материал, нитки, ножницы. Самостоятельная работа
«Женская и девичья одежда» 3 Беседа о женской одежде, просмотр презентации

Конкурс рисунков на лучший женский наряд

ПК, Презентация проведение мини-выставки
« Старинная мужская одежда» 3  Беседа о мужской одежде, конкурс рисунков на лучшую мужскую одежду ПК, просмотр видео, канцелярские принадлежности. Выставка рисунков

апрель

Плясовые русские танцы 3 Рассказ, Виды русских плясок ( одиночная, парная, перепляс, массовая, групповая ),

Разучивание танца

ПК, Просмотр видеороликов Выступление
Рождение младенца на Руси 3 Рассказ, работа с книгой
«Благовещение» 3 Беседа, просмотр фильма,

Поделка оригами «Птичка».

Канцелярские принадлежности Выставка
Русский хоровод 3 Разучивание движений хоровода Просмотр видеоролика Выступление

май

Русские народные песни 3 Разучивание понравившейся песни ПК, тексты песен Выступление
«Пасха – красная Пасха» 3 Рассказ о Пасхе с показом , игры, забавы, обычаи, связанные с Пасхой. Выступления детей кружка с Пасхальным концертом. ПК Концерт
Иван Купала 3 Объяснительно- Иллюстративный Просмотр презентации Презентация
Весенние календарные игры 3 Урок-игра

Итого

102 часа

 

Методическое обеспечение программы

Материально- техническое обеспечение программы:

  • специально оборудованные кабинеты для занятий с детьми;
  • технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура,
  • наборы СD — дисков, микрофоны и др. ;
  • зал для проведения праздников;
  • национальные костюмы.

канцелярские принадлежности

  • принадлежности , для изготовления чучела
  • декоративные пасхальные яйца
  • куклы «Матрешки»

Дидактический материал

• дидактический и раздаточный материал;

• пособия по народному творчеству;

• комплект методической и теоретической литературы;

 

Методы, приемы, формы обучения:

  1. Методы обучения  по уровню активности учащихся:

активные: работа с книгой, анкетой, тестом  и другими источниками информации;

пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация;

2. Методы по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность:

-объяснительно – иллюстративный; — репродуктивный; — частично – поисковый.

3. Методы стимулирования активной деятельности детей:

— игра; соревнование, личный пример; — создание эмоционально окрашенных ситуаций;

— поощрение и похвала; — чередование видов детской деятельности.

4. Методы воспитания: словом, делом, игрой, общением, отношением.

5.Методы воспитания и развития: развивающая, познавательная игра;

 

Программа построена на принципах:

·                    Принцип от простого к сложному;

·                    Принцип доступности;

·                    Принцип наглядности;

·                    Принцип систематичности;

·                    Принцип связи теории с практикой.

·                    Принцип научности.

Оценочные материалы

Безоценочная система  кружковой работы требует новой формы контроля. Это может быть:

  • взаимооценка и самооценка
  • проведение мини-выставок в конце каждого занятия
  • самостоятельные работы в различных формах(тесты, рефераты, проектные работы)
  • семинары-практикумы по изученной теме;
  • творческие конкурсы, презентации
  • выступления, концерты

Критерии оценивания мини – выставок

— использование традиционных приемов и материалов;

— отражение этнической самобытности;

— художественная ценность работ;

— сохранение традиции ремесел, промыслов.

Критерии оценивания выступлений, концертов

— соответствие стиля и манеры исполнения, сопровождения, атрибутики, костюмов народным (региональным, местным) традициям;

— зрелищное решение программы (номера), яркость и самобытность их презентации, оригинальность формы подачи;

— соответствие и культура костюмов, музыкальных инструментов и реквизита теме программы (номера);

Тесты

1.      Тест по разделу «Русские народные праздники»

1. Согласны ли вы с утверждением: «Праздник- важнейший элемент традиционной народной культуры. Отражая жизнь отдельного человека и общества в целом, праздник способствовал формированию духовного уклада жизни, объединял людей, помогал им преодолевать чувство одиночества, сплачивая все слои населения: от бедных и богатых до старых и малых».

а) да б) нет

2. Соотнесите термины и их значения. Среди праздников и обрядов различают:

1) религиозные

2) семейно-бытовые

3) календарные

4) общественно-политические

а) отражают знаменательные события и основные этапы жизни, от рождения до смерти;

б) связаны с определенными верованиями человека

в) связаны с трудовой деятельностью человека и его отношением к природе;

г) посвящены важнейшим историческим событиям и явлениям общественной жизни.

3. К зиме заканчивался сбор урожая, и в свободное время люди весело отдыхали, принимая участие в многочисленных праздниках. Какие из перечисленных отмечаются зимой?

а) Рождество; б) троица; в) Крещение; г) Сретенье; д) Покров.

4. Какой праздник в народе называют водосвятием, когда происходит освящение воды в храмах; верующие купаются в проруби, смывая все грехи:

а) Крещение; б) Масленица; г) Троица.

5. Первый праздник, напоминающий о весне после зимних холодов, потому что, по поверью наших предков именно в этот день зима встречается с Весной:

а) Масленица б) Сретение в) Троица

6. По традиции этот праздник длится неделю, у каждого дня- свое название. Люди мастерили куклу из соломы, одевали ее в женские одежды и торжественно, с песнями возили по деревне. Ее сожжение символизирует улетевшие трудности и неприятности. О чем идет речь?

а) Троица; б) Праздник Ивана Купалы; в) Масленица.

7. Этот праздник получил свое название в память благой вести, которую принес Деве Марии архангел Гавриил. Он возвестил о том, что у нее должен родиться сын, который будет наречен именем Иисус:

а)Рождество; б)Крещение; в) Благовещение

8. Праздник начинался с посещения церкви. К ужину готовились торжественно: дома все было по- праздничному, наряжали елку, готовили подарки. На стол ставилась обязательная ритуальная еда: сочник, кутья, блины. О чем идет речь?

а) Рождество; б)Крещение; в)Покров

9. этот праздник посвящен одному из первых красиво цветущих деревьев весной. Освященные в храме ветви, по мнению верующих, обладают магической и целебной силой.

а)Вербное воскресение; б)Троица

10. Пасха – праздник праздников, к которому готовятся весь год. Что является его символом?

а)красное яйцо; б)кулич; в)свеча

11. На этот праздник плели венки из цветов и веток березы. Считалось, что к тем, кто их мастерит, обязательно придет счастье. О каком празднике идет речь?

а)Благовещение; б)Покров; в)Троица

12. Первый праздник – на воде стоят, второй – яблоки едят, третий – орехи едят да на холсты глядят.

а)Спас; б)Рождество; в)Пасха

13. С этого осеннего праздника начинались девичьи посиделки. Они продолжались на Руси две недели, и все собирались на работу. Что делали?

а) пряли, вышивали

б) квасили капусту

в) водили хороводы, пели

14. Назовите праздник, который считается покровителем свадеб.

а) Покров; б) Рождество; в) Пасха.

15. Соотнесите название праздника и время их проведения.

а) Рождество 1) осень

б) Покров 2) лето

в) Троица 3) зима

г) Пасха 4) весна

Ответы к тесту

1-а

2-1)б, 2) а, 3) в, 4) г

3) а

4- а

5- б

6- в

7- в

8- а

9- а

10- а

11- в

12- а

13- б

14- а

15- а-3

б-1

в-2

г-4

 

Проектная работа по разделу «Традиции и обряды русского народа»

В результате исследования дети должны ответить на вопросы:

  • Какие русские обряды, традиции известны тебе? Опиши один из обрядов.
  • Какие народные игры тебе знакомы?
  • С какими героями сказаний древних славян ты знаком?

 

Презентации на темы :

«Моя родословная», «Старинная русская мужская и женская одежда», «Весенние календарные праздники», «Свадьбы на Руси».

Критерии оценивания презентаций:

 

Содержание Баллы
Отражены цели исследований и выводы 5
Содержание слайдов соответствует теме 10
Тема раскрыта достаточно полно 15
Оформление презентации логично, эстетично 5
Текст легко читается, фон сочетается текстом 5
Общее количество баллов 40

 

 

Литература для учителя :

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.

 

Литература для учащихся :

1.Посвянская Н.П. От зимы до осени. —  М.: Детская литература -1979г.-286с.

2.Тихонова М.В. Красна изба.- С.-Петербург, 2000.

3.Федорова Г.П.. “Пой, пляши, играй от души”.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА

«На Руси, в результате постоянного и активного пения к 15-16 годам, молодые люди, обладавшие хорошими музыкальными данными, полностью осваивали музыкальный материал своего села. Не менее 300-500 песен, многие из которых имели развитые напевы и развернутые тексты. Они запоминались с юных лет и на всю жизнь» (Щуров  В.М. «Стилевые основы русской народной музыки» Московская государственная консерватория 1996год).

Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры бережно сохраняли приемы и способы исполнения народных песен. Стоит заметить, что разучивание песен по нотам и записям слов противоречит глубинным принципам народного искусства. Из многих методов разучивания, применительно к народной песне, наиболее результативными являются традиционные, исстари сложившиеся:

Устно-слуховой;

Устно-подражательный;

Метод припевания(вхождение в ритм, «мелодику»  незнакомой песни, когда ребята включаются в пение повторяющегося припева, присоединяясь к ансамблю, голосу педагога или фонограмме).

При разучивании народных песен необходимо учитывать и специфику народного вокала, элементы, присущие только народному пению, которые возникли от речевой, без музыкального сопровождения,  естественной интонации:

Техника дыхания.Бесшумный короткий вдох, постепенное расходование которого достигается путем упражнений на непрерывное дыхание, тренировки долготы звука (короткий вдох, длительный выдох на звуке «с»);

Дикция.  Произношение гласных и согласных «выпуклое»;

Позиция звука.Высокая, в сочетании с близким посылом (достигается при помощи языка). Звуковые упражнения в унисон, на одном звуке. Они позволяют почувствовать, что значит «открытый» звук, как сделать звук «Живым», долгим, почувствовать разницу в звучании одного человека и ансамбля, ощутить объем звука, его пульс.

Особенности ритмического движения.Смена ритма, использование дополнительных гласных при пропевании согласных, так называемая «огласовка».

Без учета стилевых особенностей (стиль- комплекс черт, примет, признаков, которые типичны для данной местной традиции народного пения) особенностей в народном творчестве невозможно в полной мере познать национальную народную музыкальную культуру, поэтому при изучении местных особен-ностей пения нужно:

Выявить характерные исполнительские приемы;

Отношение аутентичных певцов к данной песне;

Раскрыть содержание народной терминологии.

При разучивании и исполнении народной песни учитывается и особенность

местного говора, которая помогает определить исполнительские детали, связанные с манерой произнесения слова:

Слова,  искаженные исполнителями;

Особые формы окончаний прилагательных, глаголов (качает-«качат»), приставки «пере» (переночуй-«перночуй»);

Выпавшие звуки (моего — «мово»);

Фонетические особенности местного диалекта («оканье», замена «е» на «ё» в безударных слогах).

О детском певческом голосе ученые музыканты и врачи фониаторы пишут уже не одно столетие. Данное явление крайне  хрупко и недолговечно – где-то в возрасте от 9 до 13 лет. Далее наступает мутация, после которой детский голос приобретает другие качества. Попытки продления этого уникального вида певческой культуры проводились, но не всегда удачно. Некоторые предлагают довольно радикальные, хирургические методы, но большинство склоняются к принципу  «Не навреди!», так как ошибка в работе с детьми имеет непредсказуемое будущее. К тому же все усложняется тем, что речь идет не просто о детском голосе, а о детском пении в традиционной народной манере. Индиви-дуальный подход, учет возрастной психологии, бережное отношение к детскому голосу так же играют огромную роль в выполнении двуединой задачи вокально-хорового обучения: научить петь каждого и научить петь хором.  В организации вокально-хоровой работы в фольклорном ансамбле  поможет учебно-методическое пособие авторов Сергеевой П.А., Бердниковой  Л.А.  «Вокально-хоровая работа в детском фольклорном коллективе»: Учебно-методическое пособие. — Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2000. — 96 с. Учебно-методическое пособие освещает специфические вопросы и отличия академической и народной манеры пения.

Рассматривает организацию вокально-хоровой работы народного пения с неокрепшими детскими голосами до мутационного, мутационного и после мутационного периода. Учитывая возрастные категории развития детского голосового аппарата, авторы дают конкретные практические рекомендации, ссылаясь на известных педагогов-вокалистов. Авторы рассматривают дифференцированность и поэтапность воспитательного процесса в формировании детского певческого аппарата. Пособие содержит не только задачи и последовательность путей развития детских фольклорных коллективов, но и конкретный нотный материал профессионально обработанный и художественно осмысленный для каждой возрастной группы. Учебный материал, содержащийся в пособии, адресован студентам музыкальных педагогических училищ, институтов, руководителям детских фольклорных коллективов.

Несколько слов хотелось бы сказать о певческом репертуаре и о принципах его формирования. Ведь проблема репертуара для детского фольклорного ансамбля всегда стояла достаточно остро, поскольку специальных изданий для детей крайне мало. При подборе песенного материала педагогу следует учитывать сразу несколько аспектов:

• Репертуар должен быть разнообразен в образно-стилистическом отношении (включать в себя произведения различных жанров);

• Программный репертуар должны составлять произведения различной степени трудности. Исполнение простейших форм открывает возможность быстрого пополнения репертуара новыми песнями (плясками), вселяет в детей уверенность в своих силах, повышает их интерес к занятиям. Освоение же сложных форм стимулирует творческий рост. При освоении детьми программного репертуара педагогу следует, как можно объёмнее представить всё многообразие существующих певческих традиций. В начале обучения это может быть одна из местных певческих традиций, а в дальнейшем — певческие традиции соседних регионов. В течение всего периода обучения репертуар необходимо пополнять, выученный же материал должен «вспоминаться» детьми на занятиях ансамбля, совершенствоваться, а главное — постоянно реализоваться в различных формах концертной и фестивальной деятельности коллектива.

При исполнении программного репертуара в рамках концертов, фестивалей следует учитывать, что фольклорный материал имеет свою особую специфику. Большая протяжённость песенных текстов (иногда до 20 куплетов), требует их сокращения. Но, если при исполнении сокращённого варианта песни её музыкальная сторона полностью реализовывается, (то есть становится понятна ладовая организация, высвечивается тембровая окраска, проявляет себя вариационность и импровизация), то смысл текста зачастую теряется, разрушается художественный образ. В таком случае, следует донести текст до зрителя в виде словесного монолога от лица исполнителя или досказать текст после исполнения песни. Ещё одной специфической особенностью фольклорного песенного материала в некоторых случаях является его приуроченность к обрядовым действиям. Исполнение таких песен вне рамок обряда становится по сути бессмысленным и непонятным для зрителя. Помещение песен в контекст обряда достигается включением в концертное выступление элементов сценической театральной постановки, в рамках которой будет показан конкретный обряд. Если же календарная песня исполняется вне показа обрядового действия, следует кратко рассказать зрителям о самом обряде и о месте в нём данного песенного образца.

Песенный материал для пополнения репертуара педагог может почерпнуть в следующих источниках:

• в опубликованных расшифровках экспедиционных записей;

• в нотных сборниках;

• в нотных приложениях к статьям и книгам по фольклору.

Примерный план разучивания песни:

-прочесть внимательно текст песни;

-прослушав, проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность;

-разучить текст песни и мотив с детьми;

-обдумать художественное оформление.

Танец и песня  неотделимы  друг от друга. Во всех обрядах, играх, хороводах обязательно их гармоническое соединение. Программа «Фольклорный ансамбль» предполагает работу над элементами народного танца и бытовой хореографии.

Слушание музыкипо фонограммам обычное и привычное дело в музыкальном образовании, становится явлением необычным и непривычным, когда это касается аутентичной музыки. Для многих ребят становится неожиданным то, что вместо артистического  исполнения, они слышат исполнение бытовое, необычное для многих, поскольку оно относится  к другому «не их» быту. Су-ществует ряд приемов, предупреждающих негативную реакцию, основанную на непонимании явления.

Во-первых,должна быть объяснена ситуация исполнения данного произведения, обстановки. Выявления места, какое занимает это произведение в быту, с возможным привлечением иллюстративного материала, оригинальных суждений и высказываний народных певцов об исполняемом ими произведении.

Во-вторых, должен быть расслышан и понятен поэтический текст песни, для чего педагог может пересказать слова песни перед прослушиванием, объяснить диалектные и старинные  слова. Может проговаривать каждый стих в момент цензуры, перед ним или произносить слова синхронно записи, почти беззвучно, но с отчетливой артикуляцией.

В-третьих, должна быть предупреждающе описана манера пения, связанная с особенностями жанра.

Интересным и полезным оказывается прослушивание народной музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей — определить функцию фольклорного произведения на основе лишь слухового

восприятия, слухового анализа. Для этого должны быть выбраны произведения, особенно ярко, наглядно демонстрирующие ту или иную  функцию.  При слушании колыбельной песни негромкое, вполголоса пение, равномерный ритм, характерный «баюкальный» припев – помогут ребятам точно определить жанр.

Меню