Дополнительное образование

Программа по декоративно-прикладной направленности «Мастерская чудес»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

Районный Дом детского творчества

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Егоровская основная общеобразовательная школа

Рекомендована

Экспертной комиссией

МКУ ДО РДДТ

протокол №______ №_______

 

«___» ______________ 2017 года

 

Утверждена

приказом по МКУ ДО РДДТ

«____» __________ 2017 года

________________________

Директор МКУДО РДДТ

Цыренова Л.А

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по декоративно-прикладной направленности

«Мастерская чудес»

(название программы)

                           Адресат программы:

                                                             ориентирована на обучающихся 7-11лет

                                                                     Срок реализации:1год

                                                                     Педагог дополнительного образования

                                      Тур Екатерина Георгиевна

                                   МКОУ Егоровская ООШ

Содержание.

  • Пояснительная записка………………………………………………………………стр 3-7
  • Учебно-тематический план………………………………………………………….стр 7-9
  • Календарно-учебный график………………………………………………………..стр 10-14
  • Оценочные материалы  (Итоговая  аттестация, анкетирование, опросы, выставки)стр15-17
  • Методическое обеспечение, методические материалы……………………………стр17-19

Пояснительная записка

       Образовательная  общеразвивающая дополнительная  программа декоративно- прикладного творческа «Мастерская чудес» разработана  мною на основании типовой программы и  в соответствии с «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования» (Письмо Минобрнауки России №26-02-484/16 от 18.06.2003 г.), методическим  пособием  «Программы в образовательном учреждении дополнительного образования детей: современные требования к содержанию и структуре» (Кафедры педтехнологий и управления инновационными процессами Министерства образования Иркутской области ОГАОУ ДПО Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 2013 год).

Программа «Мастерская чудес» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, лепка, текстильная техника и т.п., дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной жизненной ситуации, в сфере деятельности, распространяя ее и на отношение с людьми, с окружающим миром. Занятия по декоративно-прикладному творчеству способствуют эстетическому воспитанию школьников, трудолюбию, активности и терпению, формирует нравственные качества личности. Направленность дополнительной образовательной программы декоративно-прикладная. Новизна программы «Мастерская чудес» заключается в изучении новых технологий по изготовлению поделок из различного материала.

Педагогическая целесообразность: «Каждый ребёнок талантлив и талантлив по-своему». Программа доступна для детей любого уровня развития, позволяет развить такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение, художественные навыки.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

 

     Данная программа имеет Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Воспитание творческой личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

 

       В ходе достижения цели решаются Задачи:

Обучающие:

— знакомить детей с основамизнаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

— продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, объемных форм;

— совершенствовать умения и формировать навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов.

Развивающие:

— пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетике, архитектуры;

— развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

— формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

— развить способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность  в поисках решений и генерирования идей.

Воспитательные:

— осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

— воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

— добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, используя разные техники: аппликация из ткани, бумаги, поделки из бросового и природного материала, кожи и меха, поделки в технике топиарий.

Воспитание и обучение в кружке осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы – стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует учащихся, дает хороший сознательный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз; 2) воплощение в материале; 3) выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любая находка могут быть преображены им или стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

     Режим занятий:  Настоящая программа кружка по ДПТ рассчитана на один год обучения детей 7-13 лет. Программа рассчитана на 3 часа в неделю на одну группу, на 102 часа  в год. Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы.

       Формы и  методы занятий:

Приоритет отдается активным формам преподавания:

—   Практическим: тренировочные  упражнения, практические работы, практикумы;

— Наглядным: показ педагогом приемов исполнения, использование схем, таблиц, моделей, образцов, показ видеоматериалов, иллюстраций.

—  Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие;

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

       Результативность:

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. В конце учебного года, для отслеживания и оценивания результатов обучения, используется итоговый контроль в форме выставки, открытого занятия, презентаций творческих работ.

 

К концу первого года обучения дети должны:

Знать:

1.      Способы лепки игрушек из  глины.

2.      Назначение и способы обработки различных видов бумаги.

Технологию  изготовления папье-маше и квиллинга.

3.      Схемы низания бисером.

4.      Виды тканей и способы их применения

 

Уметь:

1.      Изготавливать орнаменты из кусочков ткани с использованием различных видов швов.

2.      Лепить из глины

3.      Создавать основные элементы квиллинга и папье-маше.

4.      Работать по схемам низания из бисера

5.      Владеть основными навыками вязания на крючке.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка

« Мастерская чудес» к концу учебного года.

Личностными результатами

являются следующие умения:

·– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

·оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– умение выражать свои эмоции;

·  – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатамикружка «Мастерская чудес» являются формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД например…..

  • Определять последовательность промежуточных целей с учетом.
  • Осуществлять пошаговый итоговый контроль
  • Принимать и сохранять учебно-творческий контроль
  • Вносить дополнения и коррективы в план и способы действий.
  • Адекватно воспринимать оценку учителя
  • Различать способ
  • Выполнять учебные действия в материале, рече, уме.
  • Преодолевать препятствия.

Познавательные УУД

·         Искать, выделять полезную информацию.

·         Применять методы информационного поиска

·         Проявлять познавательную инициативу

·         Преобразовать практическую задачу в познавательную.

·          Самостоятельно структурировать знания

·         Выбирать эффективный способ решения задачи.

Коммуникативные УУД

  • Планировать сотрудничество со сверстниками и учителем.
  • Ставить вопросы и решать их.
  • Выставлять проблемы, искать способы их устранения.
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации при выполнении количественных работ.
  • Контролировать действия партнера, осуществлять взаимный контроль.
  • Оказывать помощь друг другу.

Содержание программы на первый год обучения

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (бумага и картон, бисер и проволока, пряжа. и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

 

1.Вводное занятие, знакомство с программой, инструктаж по технике безопасности. Работа с природным материалом. (13 часов).

Основные теоретические понятия:вводное занятие, знакомство с материалом; техника безопасности при работе с инструментами; первоначальные сведения о материалах растительного происхождения.

Практическая работа:Технология изготовления аппликаций из листьев, из соломки, из крупы, поделки из глины; композиция из шишек «Лесная полянка».

 

2. Вязание (21 часов)

   1.Основные теоретические понятия:Беседа Основные приемы вязания крючком. Обозначение петель.

Практическая работа: технология изготовления футляра для телефона, изготовление коврика, вазы для цветов, игольница «Смешарик».

 

3. Работа с тканью (16 часов).

        Основные теоретические понятия: вводная беседа о видах ткани и ее применении.

       Практическая работа:технология выполнения работ в технике «аппликация».

1.        Последовательность изготовления аппликации.

Подготовка деталей клеевой аппликации.

Перевод выкройки на клеевую основу.  Раскрой деталей. Соединение деталей аппликации с клеевой основой и тканью с помощью утюга.

2.        Последовательность сборки. Сборка блока и объединение блоков аппликации в единую композицию.

3.Технология изготовления мягкой игрушки.

4. Бумагопластика (17 часа).

Основные теоретические понятия:Вводная беседа «История бумаги»; «Что такое квиллинг, папье-маше?»

Практическая работа:Создание основных элементов квиллинга; узоры из бумажных лент;

Технология выполнения изделий  из папье-маше: изготовление предметов условно-

плоскостной формы: блюдца, тарелочек, подносов; изготовление изделий сложной формы: вазы, кувшины; придание формы в технике папье-маше;

                                                        6. Работа с бисером (16 часов)

 Основные теоретические понятия:  Основные приемы бисероплетения.

Практическая работа: Изготовление «Бабочки»,«Стрекоза»

Плетение браслетов из цветочного бисера. Плетение цветочка.

7.Работа с бумагой (19 часов).

Основные теоретические понятия: Знакомство с технологией работы различных видов бумаги.

Практическая часть: Технология изготовления цветов из гофрированной бумаги: роза, тюльпан, пион; изготовление открыток из разных видов бумаги; технология изготовления пасхального яйца из бумажной массы.

Учебно-тематический план  программы

Первый год обучения.

 

Тема занятия

Всего

часов

теория практика
 

1

Вводное занятие, знакомство с образовательной программой.

Инструктаж по ТБ.

Работа с природным материалом.

1.      Изготовление аппликации из листьев.

2.      Изготовление открытки из семян.

3.      Поделки из глины.

4.      Лесная полянка из шишек.

5.      Изделия из соломки.

6.      Панно из крупы.

 

1

 

 

 

2

2

2

2

2

2

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

2

 

  итого 13 1 12

2.

Вязание

1        Беседа Основные приемы вязания крючком. Обозначение петель.

2        Вязание цепочки «Коврик».

3        Вязание «Цветок»

4        Футляр для телефона

5  Вязание игольницы «Смешарик»

5        Вязание «Ваза для цветов»

6        Вязание «Грибок»

 

1

 

3

3

3

3

5

3

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

3

3

3

5

3

 

 

  Итого 21 1 20

3.

Работа с тканью.

1.      Беседа о видах ткани и способы ее применения.

2.      Аппликация «Кораблик».

3.      Изготовление «Прихватки».

4.      Игольница «Черепаха».

5.      Мягкая игрушка «Дед Мороз».

6.      Мягкая игрушка «Медвежонок».

 

 

1

 

2

2

3

4

4

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

3

4

4

 

 

  Итого 16 1 15

4

Бумагопластика.

1.      Инструктаж по ТБ.

Беседа «Что такое квиллинг?»,  «Папье-маше».

2.      Создание основных элементов квиллинга.

3.      Гирлянда на елку.

4.      Елочная игрушка «Фонарик».

5.      Елочные игрушки из шишек

6.      Игрушки из лампочек

                      Итого

 

1

 

 

3

 

3

4

3

3

17

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

3

 

3

4

3

3

16

 

6.

 Работа с бисером

1.       Основные приемы бисероплетения. Изготовление «Бабочки».

2.      «Стрекоза»

3.      Плетение браслетов из цветочного бисера

4.      Плетение цветочка.

 

 

3

3

3

3

 

4

 

 

 

 

 

1

 

2

3

3

3

 

4

 

 

 

 

  Итого 16 1 15

7.

Работа с бумагой.

1.      Беседа «Бумажная масса».

2.      Пасхальное яйцо.

3.      Розы из гофрированной бумаги.

4.      Сувениры в подарок.

5.      Фрукты на форме.

6.      Открытки ветеранам.

7.      Ромашка из гофрированной бумаги

 

 

 

1

3

4

3

3

3

2

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

4

3

3

3

2

 

  Итого 19 1 18
 

                                             Всего:

102 5 96

 

 

Календарно –  учебный  график на первый год обучения

Наименование темы

Кол-во часов

Тема учебного занятия

Форма занятия. методы

Оборудование

Вид контроля

Дата
   

1.

Работа с природным материалом.

1

Вводное занятие, знакомство с образовательной программой.

Инструктаж по ТБ.

Беседа,

работа с группой в целом.

  Опрос

2.

 

2

 

 

 

Изготовление аппликации из листьев. Объяснение, показ приемов исполнения Листья, мох, ножницы, клей, картон. Наблюдение

3.

 

2

Изготовление открытки из семян Объяснение. Семена, клей, картон. Презентация творческих работ

4.

 

2

Поделки из глины Работа с группой в целом,

показ педагогом приемов исполнения

Глина Смотрины

5.

 

2

Лесная полянка из шишек Объяснение. Шишки лесные, клей, мох, пластилин. Демонстрация изделий

6.

 

2

Изделие из соломки Показ иллюстраций,

объяснение

Картон, соломка. клей, ножницы Коллективные отзывы

7.

 

1

Панно из крупы.

П.

Объяснение. Крупы, картон, клей. Педагогический отзыв

2

Вязание

1

Беседа Основные приемы вязания крючком. Обозначение петель.

 

Беседа. Лекция Опрос

2.

 

3

Вязание цепочки «Коврик» Показ иллюстраций, объяснение. Вязальные нитки, крючок. Презентация изделий.

3.

 

3

Вязание «Цветок» Показ видеоматериалов.

 

Вязальные нитки ярких цветов. Коллективный анализ работ,

выставка изделий.

4.

 

3

Футляр для телефона Объяснение. Вязальные нитки 2-х цветов, крючок. Демонстрация изделий.

5.

 

3

Вязание игольницы «Смешарик» Объяснение.

 

Пряжа, глазки, клей Наблюдение, диагностика личностного роста и продвижения.

6

 

5

Вязание «ваза для цветов» Объяснение Пряжа, пластиковая бутыль, ножницы.  

7

 

3

Вязание «Грибка» Объяснение Вязальные нитки ярких цветов.  

3

Работа с тканью.

1

Беседа о видах ткани и способы ее применения. Устное изложение. Лекция. Опрос

1.

 

2

Аппликация «Кораблик» Показ иллюстраций. Ткань, картон, ножницы, нитки, игла. Демонстрация изделий.

2

 

2

Изготовление «Прихватка» Показ иллюстраций. Ткань, вата, ножницы, нитки, игла.  

3.

 

3

Игольница «Черепаха». Показ иллюстраций,

объяснение.

Ткани, вата, капрон, нитки, иглы, ножницы. Самооценка воспитанника, педагогическая оценка.

4.

 

4

Мягкая игрушка «Дед мороз». Объяснение. Показ видеоматериалов.

Работа по группам.

Ткани, вата, ножницы, пуговицы, краска, капрон, нитки, иглы. Коллективный анализ работ.

5.

 

4

Мягкая игрушка «Медвежонок» Показ иллюстраций. Ткани, мех, нитки. Ножницы ,иглы. Выставка изделий.

4

Бумагопласти-ка.

Инструктаж по ТБ. Беседа. Лекция. Опрос.

1.

 

1

Беседа «Что такое квиллинг. Папье-маше?». Беседа. Лекция. Опрос.

2.

 

3

Создание основных элементов квиллинга. Показ приемов исполнения. Бумага, карандаш, клей. Самоанализ.

3.

 

3

Гирлянда на елку. Объяснение. Бумага цветная, ножницы. клей. Педагогичес-кое наблюдение.

4.

 

4

Елочная игрушка «Фонарик». Показ иллюстраций. Цветная бумага,клей, ножницы. Презентация изделий.

5.

 

3

Елочные игрушки из шишек Объяснение, показ видеоматериалов. Бнитки,шишки,лак,клей,ножницы. Эксперимент

6.

 

3

Игрушки из лампочек Показ иллюстраций, устное изложение. Краски,лампочки,клей-момент,пряжа,крючак. Демонстрация изделий.

6

Работа с бисером

3

 

3

Инструктаж по ТБ.

Основные приемы бисероплетения.

Изготовление «Бабочки»

Беседа. Показ видеоматериалов, объяснение. Бисер,леска,ножницы. Опрос.

2.

 

3

.Изготовление «Стрекоза» Объяснение Бисер,проволока,ножницы.. Определение результатов педагогом.

3.

 

3

Плетение браслетов Показ иллюстраций, объяснение Бисер разных цветов, леска. Демонстрация.

4.

 

4

Плетение цветочка Показ видеоматериалов Бисер,леска,ножницы Взаимозачет.

7

Работа с бумагой.

1

Беседа «Бумажная масса» Беседа. Лекция. Опрос.

2.

 

3

Пасхальное яйцо. Показ иллюстраций, Газета, пластилин, клей, вода, миска, краски. Демонстрация изделий.

3.

 

4

Цветы из бумаги(гофрированной) Показ педагогом приемов исполнения Цветная бумага, клей, ножницы. Коллективный анализ работ.

4.

 

3

Сувениры в подарок. Показ видеоматериалов, объяснение. Цветная бумага, картон, нити, скотч, клей. ножницы. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении.

5.

 

3

Фрукты на форме. Работа по образцу, объяснение Газета, клей, вода, миска, картон, пластилин, бумага. Самостоятельная работа.

6.

 

3

Открытки ветеранам.

П.

Конкурс, объяснение. Цветной картон, ножницы, клей. Презентация изделий.

7

 

2

Ромашка Работа по образцу, объяснение Цветная бумага, клей, ножницы.  

Итого

102

       

 

 

Оценочные материалы.

·                                        Выставка;

·                                        Презентация изделий;

·                                        Опросы;

·                                        Анкетирование учащихся;

·                                        Коллективный анализ работ;

·                                        Самостоятельная работа.

Анкета для родителей.

Расскажите о своём ребёнке.

1.  Фамилия , имя, отчество ребёнка_____________________________________________________

2.  Как ребёнок относится к школе? Бывают ли ситуации, когда ребёнок отказывается идти в школу?

С чем это связано?_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3.  После того, как ребёнок стал посещать школу, какие вы заметили изменения в самочувствии, поведении?__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

4.  Как чувствует себя ребёнок после школы?______________________________________________

5.  Появилась ли потребность в дневном сне?_____________________________________________

6.  Во сколько он ложится спать?_________________________________________________________

7.  Какой у ребёнка сон? _______________________________________________________________

8.  Готовит ли уроки дома?______________________________________________________________

9.  Делает уроки самостоятельно или с вашей помощью?____________________________________

10.  Какие предметы даются труднее всего? Как вы думаете почему?__________________________

____________________________________________________________________________________

11.  Сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора или компьютера?___________________

12.  Сколько времени гуляет в день? Гуляет самостоятельно или под вашим наблюдением?

____________________________________________________________________________________

13.  Какие дополнительные кружки и секции посещает ваш ребёнок?_________________________

____________________________________________________________________________________

14.  Какие творческие способности проявляет ваш ребенок?________________________________________________________

15.  Собираясь в школу, ваш ребёнок самостоятельно собирает портфель, с вашей помощью или это исключительно ваша забота?_______________________________________________________

16.  Вы интересуетесь в первую очередь успехами в учёбе, спорте, творчестве или событиями, происходящими в школе?_____________________________________________________________________________

17.  Как вы думаете, необходимо  ли вашему ребенку  посещать дополнительные  занятия (кружки, секции и т.п.?_____________________________________________________

Анкета для учащегося.

1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет и где ты живёшь?__________________

________________________________________________________________

2. Какой предмет в школе самый любимый?  Почему?__________________

________________________________________________________________

3. Посещаешь ли ты какой-нибудь кружок или секцию в своей школе?_______________________

________________________________________________________________

4. Увлекаешься ли ты каким-нибудь видом творчества?___________________________________

________________________________________________________________

5.  Участвовал(а) ли в конкурсах по декоративно-прикладному творчеству?_______________________________

6. Твое хобби?___________________________________________

7. С кем ты дружишь?____________________________________________

8. Какую одежду ты предпочитаешь?_______________________________

9. Любимая игра (не электронная!!!)?_______________________________

10. Чем ты можешь быть интересен для других?______________________

_______________________________________________________________

11. Какую книгу ты сейчас читаешь? Кто автор?______________________

_______________________________________________________________

12. Твой любимый герой книг, кинофильма?

14. Думал ли ты, кем хочешь стать, когда вырастешь? Почему?_________

_______________________________________________________________

15. Какую музыку ты любишь? Есть ли любимый исполнитель или группа?_________________________________________________________

16. Что тебе НЕ нравится в твоем характере?_________________________

17. За что ты уважаешь других людей?______________________________

18. Чего ты боишься больше всего?_________________________________

19. Когда ты бываешь счастлив?________________________________ __

 

 

Тестирование учащихся кружка, раздел «Работа с бумагой».

1. Этот материал представляет собой искусственную невысыхающую массу, которую многократно используют в поделках. Состав его может быть разнообразным, но, как правило, в него входит воск и глина. Назовите этот материал.

2.закончи фразу: аппликации, детали которых выступают над поверхностью основы, называются…

3.Какие  виды швов вы знаете?

4.Что такое чеканка?

5.закончите фразу: целенаправленная созидательная(создающая) деятельность человека-это…

а) труд;

б) творчество.

6. Закончите фразу: инструменты – это…

а) те предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо.

б) орудия для производства каких-нибудь работ.

7. Выберите из предложенного списка предметы, относящиеся к материалам.

Канцелярский нож, канцелярский клей, ножницы, игла, ткань, нитки, линейка, бумага.

8. Какое утверждение верно?

а) Бумага во влажном состоянии становится прочнее.

б) Бумага упруга: она возвращается в исходное положение после её сворачивания.

в) Бумагу трудно смять. Она легко распрямляется после смятия.

9. Перед вами правила безопасной работы с одним из часто используемых в работе инструментов:

– Этот инструмент нужно передавать своему товарищу, держа его за лезвие;

– Во время работы с ним нельзя отвлекаться и размахивать им;

– На столе этот инструмент должен лежать с сомкнутыми лезвиями.

10. Для украшения изделия сначала цветную бумагу рвут на маленькие кусочки, а затем аккуратно наклеили эти кусочки на заранее подготовленный рисунок. Как называется данный способ украшения?

11. Назовите способы разметки деталей изделия.

12. Какое утверждение верно?

а) Материалы – это линейка, клей, угольник.

б) Материалы – это бумага, нитки, проволока.

13.Сведения, которые люди передают друг другу устно, письменно или с помощью технических средств- это…

а)информация;

б)знания.

 

Промежуточная аттестация по итогам работы, раздел «Природный материал».

1.      Виды растительного материала, используемого для изготовления поделок?

2.      Способы соеденения частей поделок из природного материала.

3.      Природные материалы делятся на две основные группы, какие?

4.      Глина-  относится к минеральным или растительным природным материалам?

5.      Условия хранения природного материала?

6.      Условия хранения поделок из природного материала.

7.      Правила ТБ при работе с природным материалом.

Промежуточная аттестация по итогам работы, раздел «Работа с кожей».

1.      Виды национального прикладного искусства?

2.      Перечислите все виды кожи.

3.      Какие существуют способы обработки кожи?

4.      Способы окраски кожи, перечислить.

5.      Инструменты, необходимые при работе с кожей?

6.      Правила ТБ при обработке кожи.

7.

Промежуточная аттестация по итогам работы, раздел Мягкая игрушка:

1.      Какие виды тканей вы знаете?

2.      Основные виды швов?

3.      Как правильно пользоваться шаблоном, выкройкой?

4.      Какие существуют правила безопасного труда на занятиях «Мягкая игрушка»?

5.      Какие виды и особенности ДПИ вы знаете?

6.      Особенности объемной аппликации?

7.      Какие  виды декоративных швов вы знаете?

8.      Особенности художественного оформления национальной одежды?

Методическое обеспечение 1.

На  занятиях успешно реализуются технологии проектного и проблемного обучения, которые позволяют использовать различные приёмы, формы и методы организации учебного процесса: занятия – фантазии, творческая мастерская, соревнования и т.д.

В зависимости  от  поставленных  задач  руководители  кружков  на  занятиях  используют  различные  методы  обучения  (словесные, наглядные, практические), чаще  сочетая  их.

Каждое  занятие  по  темам  программы,  как  правило,  включает  теоретическую  часть  и  практическое  выполнение  задания. Теоретические  сведения – это  объяснение  нового  материала, информация  познавательного  характера.

Практическая  работа  включает  выполнение  графических  зарисовок, изготовление  поделок, аппликаций, игрушек – сувениров.

Руководителю  необходимо  продумать  содержание  и  ход  каждого  занятия,  чтобы  практическая  часть  являлась  естественным  продолжением  и  закреплением  теоретических  сведений,  полученных  учащимися.  Для  поддержания  постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.

Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремиться выбирать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного

творческого подхода в выполнении изделий. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и возможного разнообразия в оформлении игрушек. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.

Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением руководителем графических работ на доске и на большом листе бумаги, прикрепленном к доске. Демонстрация  последовательности  выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешним виде, форме, декоративном оформлении.

Готовясь к занятиям, руководитель особенно тщательно должен продумывать методику показа наглядного материала, как и в какой последовательности проводить показ и объяснения, на что обратить внимание.

Принципы обучения:

·                    Принцип от простого к сложному;

·                    Принцип доступности;

·                    Принцип наглядности;

·                    Принцип систематичности;

·                    Принцип связи теории с практикой.

Наглядные пособия:

Применение  наглядных  пособий  играет  большую  роль  в  усвоении  кружковцами  нового  материала. Средства  наглядности  позволяют  дать  учащимся  разностороннее  понятие  о  каком – либо  образце  или  выполнении  определённого  задания, способствуют  более  прочному  усвоению  материала. Наглядные  пособия  демонстрируют  при  объяснении  задания  или  в  процессе  беседы. К  основным  видам  наглядных  пособий, используемых  на  занятиях, относятся  красочные  таблицы  графического  изображения. Наглядным  пособием  служит  и  различный  иллюстративный  и  фотоматериал, которым  обычно  сопровождают  рассказ  или  беседу  о  видах  народной  игрушки, её  истории, о  декоративно – прикладном  искусстве.

Природные  материалы:  листья, овощи, сухие  ветки , шишки, ягоды  рябины  и  калины, ракушки, яичная  скорлупа, камушки, глина, листья  рогоза.

Другие  материалы: восковые  мелки,  пластилин,  цветная  бумага, тесто, картон, нитки, проволока, воск (или  свеча), ткань, фанера, гуашь, краски, альбом, мел,  тушь, гипс.

    Инструменты: ножницы, иголки, стеки, клей, кисточки.

 

 

Список использованной литературы для учителей

·         Сидоренко В.И. Игрушки своими руками. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.-256 с.

·         Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1990.-191 с.:ил. –ISBN5-09-001398-5

·         Парулина О.В. Мир игрушек и поделок.- Русич, 2000.- 336 с.: ил.- («Азбука быта»). ISBN5-88590-978-4

·         Джереми Шейфер; пер. с англ. О.М.Черняк.- Оригами. Полная иллюстрированная энциклопедия.- М.: АСТ: Астрель, 2010.- 270, (2) с.: ил.

·         А.Пипер; (пер. с нем. М.Б.Тереховой).Потешные фигурки из всякой всячины.- М.: Айрис-пресс, 2006.-96с.: ил.- (Внимание: дети!).

·         Просова Н.А. Оригами для малышей. Складываем фигурки из бумаги.- М.: Эксмо, 2008.- 152с.: ил.- (Завтра в школу).

·         Виноградова Е.Г., Гликина Н.А., Уткина Т.В., Чурзина Н.О. Большая книга рукоделий для маленьких принцесс.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008.- 250, (2) с.: ил.

·         Рэй Гипсон; (пер. с англ. Л.Я. Гальперштейн).-Наши руки не для скуки. Папье-маше. Бумажные цветы. Издательский дом « РОСМЭН».

·         Перевертень Г.И. Аппликации из соломки.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008.-14,(2) с.: ил.- (Поделки своими руками).

·         Т.М.Ткачук. Тряпичные куклы.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008.- 32с.: ил.- (Поделки своими руками).

·         Перевертень Г.И. Поделки из шишек.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008.-14, (2) с.- (Поделки своими руками).

·         Виноградова Е.Г. Цветы из бисера.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008.- 31, (1) с.: ил.- (Подарок своими руками).

·         Белоус А.В. Увлекательное домоводство.- Смоленск: Русич, 2001.- 208 с.- (Это мы можем).

·         Белова Н.Р., Кононович Т.П., Кочетова С.В., Неботова З.Л. Мягкая игрушка.- М.: «Рипол Классик»; СПб.: «Валери СПД», 2001.- 336с., ил. (СЕРИЯ «Энциклопедия Рукоделия»).

·         Данкевич Е.В. Вышивка бисером.- М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008.- 16 с.: ил.- (Школа маленькой принцессы).

Список литературы для детей.

·         Гильман Р.А. Иголка и нитка в умных руках. М.Легпромбытиздат.1993.

·         Гусакова А.М. Рукоделие в начальных классах. М.:Просвещение. 1985.

·         Кузьмина М. Азбука плетения. М. 1991.

·         Рудакова И. Уроки бабушки Куми. М.: Аст-пресс.1994.

·         Забавные поделки. М. просвещение. 1992.

·         Хазенбанк. В., Тарасенко С.Хениш Э. Сделай. 1998.

·         Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.:просвещение.1998.

·         Перевертень Г.И. самоделки из разных материалов. М.: Кишинев. 1985.

·         Чернуха Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.

Меню