Родителям

Безопасность в сети Интернет.

Информационная безопасность детей.

Советы по безопасности в сети Интернет:

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.

Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.

Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля.

Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search(http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM).

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.

Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.

Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.

Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы.

Подробнее о таких фильтрах

http://www.microsoft.com/rus/athome/security/email/fightspam.mspx.

Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.

В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.

Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».

Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах.

Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Возраст от 9 до 12 лет

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

Советы по безопасности в этом возрасте:

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.

Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.

Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет.

Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.

Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.

Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.

Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Расскажите детям о порнографии в Интернет.

Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.

Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

Возраст от 13 до 17 лет

В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

Советы по безопасности в этом возрасте:

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет.

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).

Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни.

Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.

Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения.

Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Расскажите детям о порнографии в Интернет.

Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Рекомендации родителям по предупреждению компьютерной зависимости

1.    Придерживайтесь демократического стиля воспитания в семье, который в наибольшей степени способствует воспитанию в ребенке самостоятельности, активности, инициативы и ответственности.

2.    Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если Вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в Вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

3.    Необходимо оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.

4.    Категорически запрещайте играть в компьютерные игры перед сном.

5.    Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям (чтобы он чувствовал радость от этого), а также приобщать ребенка к домашним делам.

6.    Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Приглашать чаще друзей ребенка в дом.

7.    Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Тесты для родителей

Ваш ребенок, …

1.    Приходя домой, первым делом садится за компьютер? (да / нет)

2.    Забросил домашние дела, учебу, стал непослушным? (да / нет)

3.    Раздражителен, груб, если его отвлекают от компьютера? (да / нет)

4.    Совершает прием пищи, не отрываясь от компьютера? (да / нет)

5.    Не знает, чем себя занять, если компьютер недоступен или сломался? (да / нет)

6.    Не способен контролировать время, проводимое за компьютером? (да / нет)

7.    Тратит много денег на компьютерные игры? (да / нет)

8.    Перестал общаться с друзьями, все больше времени проводит в он-лайн? (да / нет)

9.    Посещает различные запретные сайты? (да / нет)

10.              Постоянно говорит о компьютерных играх, об общении в Интернете? (да / нет)

 

Подсчет результатов:производится родителями.

«Да» – 1 балл,

«Нет» – 0 баллов.

Полученные баллы суммируются.

0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости; родители могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно (см. рекомендации);

4 – 6 балла– средний уровень компьютерной зависимости, для решения проблемы необходима консультация специалиста (психолога);

7 – 10 баллов– высокий уровень компьютерной зависимости, чрезмерное увлечение компьютером, которое может привести к психологической зависимости ребенка; родители не могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно, поэтому необходимо обратиться за помощью к специалисту (психологу, психотерапевту).

Глобальная сеть: правила пользования. Линия помощи «Дети онлайн» представляет рекомендации для родителей

 

Как защитить ребенка от столкновения с вредоносной информацией в сети? Как научить его справляться с последствиями таких встреч?

Знакомства в Интернете

При общении в сети существует угроза подвергнуться рискам, связанным с контактами с другими людьми, не всегда знакомыми в реальной жизни. Особенно опасен груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальные отношения. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), преступник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

Предупреждение груминга:

1.           Будьте в курсе, с кем взаимодействует в Интернете Ваш ребенок. Старайтесь регулярно проверять список его контактов, чтобы убедиться, что он лично знает всех, с кем общается.

2.           Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т. д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии.

3. Объясните ребенку, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.

4. Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует обратить на это внимание и провести с ним разъяснительную беседу.

5. Не позволяйте ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым Интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу.

6. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит Ваш ребенок.

Кибербуллинг

Кибербуллинг – преднамеренное и протяженное во времени агрессивное поведение по отношению к жертве, осуществляемое одним человеком или группой людей посредством различных электронных сервисов.

Предупреждение кибербуллинга:

1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова-читать грубости так же неприятно, как и слышать.

2.    Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

3.    Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей.

4.    Объясните детям, что информация, которую они выкладывают в Интернете, может быть использована против них.

5.    Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования сетью.

Кибермошенничество

Кибермошенничество-один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.) с целью причинить материальный или иной ущерб.

Предупреждение кибермошенничества:

1. Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться с взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами сети.

2.           Установите на свои компьютеры антивирус или персональный брандмауэр. Подобные приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить кражу конфиденциальных данных или другие подобные действия.

Интернет-магазины:

—     Ознакомьтесь с отзывами покупателей.

—     Избегайте предоплаты.

—     Проверьте реквизиты и название юридического лица — владельца магазина.

—     Уточните, как долго существует магазин.

—     Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис Whois).

—     Поинтересуйтесь выдачей кассового чека.

—     Сравните цены в разных Интернет-магазинах.

—     Позвоните в справочную магазина.

—     Обратите внимание на правила Интернет-магазина.

—          Выясните, сколько точно вам придется заплатить.

Противозаконный и неэтичный контент

Контентные риски— это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки посторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду наркотиков и действий, причиняющих вред физическому и психическому здоровью. Столкнуться с рисками такого рода можно практически везде: сайты, социальные сети, блоги, торренты, видеохостинги. Зачастую подобный материал может прийти от незнакомца по почте в виде спама или сообщения.

Предупреждение столкновения с неэтичным или противозаконным контентом:

Установите на компьютер специальные программные фильтры (при нажатии на вылетающий баннер вместо страницы будет всплывать пустое окно) или специальные программы, называемые системами родительского контроля (они позволяют родителям решать, какое содержимое могут просматривать их дети).

Приучите ребенка советоваться с взрослыми и немедленно сообщать о появлении подобного рода нежелательной информации.

Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете — правда. Научите их спрашивать о том, в чем они не уверены.

Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.

Вредоносные программы

Вредоносные программы – различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации. Они также способны снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

Предупреждение столкновения с вредоносными программами:

1.  Установите на все домашние компьютеры специальные почтовыефильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Подобные программы наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.

2.  Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.

3.  Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.

4.  Делайте резервную копию важных данных.

5.  Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты), но не используйте слишком простые пароли.

Если ребенок все же столкнулся с какой-либо угрозой в сети, и она оказала на него негативное влияние.

Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.

Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и в какой степени это могло повлиять на ребенка.

Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате Интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации.

Выясните, что привело к данному результату — непосредственно действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в Интернете.

Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребенка, то необходимо узнать информацию об агрессоре, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. п.). Жестко настаивайте на том, чтобы ребенок избегал встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей. Проверьте все новые контакты ребенка за последнее время.

Соберите наиболее полную информацию о происшествии как со слов ребенка, так и помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может вам пригодиться для обращения в правоохранительные органы.

Если Вы не уверены в своей оценке того, насколько серьезно произошедшее с ребенком, если ребенок недостаточно откровенен с вами или вообще не готов идти на контакт, если Вы не знаете, как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации и подскажут, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство психолога, полиции или других служб и организаций.

С более подробными рекомендациями Вы можете ознакомиться на сайте www.detionline.com

Ребенок и социальные сети: как вынести пользу.

 

Когда ребёнок активно использует социальные сети в свободное время, в большинстве случаев это вызывает критические замечания и даже категорический запрет родителей. Но раз этот «ящик Пандоры» уже нельзя закрыть, может стоит вникнуть поглубже в философию социальных сетей и попробовать обернуть их содержание на пользу ребенку и себе? Кто-то скажет, что это чистой воды зло и никакой пользы там быть не может, но давайте разберемся – в сети Интернет есть «поля» для развития самых разных навыков школьника.

Развитие письменной речи

Пожалуй, общение по переписке не было так популярно со времён Пушкина и Белинского. Если не брать такие крайности как «падонковский язык», подаривший нам выражения как «превед, медвед» и «япацталом», то можно сказать, что общение в социальных сетях заставляет точно формулировать мысли. Поскольку у ребёнка нет возможности опираться на интонацию и мимику, ему приходится очень тщательно подбирать слова. Конечно, довольно часто на помощь приходят смайлики, однако они не могут полностью избавить нас от обдумывания высказываний.

Самопрезентация

Для того, чтобы заполнить профиль в социальной сети и поддерживать тот или иной виртуальный образ, от ребёнка требуется рассказывать о своих самых важных и положительных качествах и достижениях. Этот навык очень важен, поскольку он обязательно потребуется в будущем при прохождении многочисленных собеседований при приёме в вуз и на работу.

Расширение круга общения

Формат социальных сетей позволяет не только на количество контактов, но и на их качество. Например, ребёнок может переписываться с учителями, учёными, композиторами и другими известными и уважаемыми людьми. «Живое» общение не может обеспечить такой богатой палитры знакомых, среди которых будут представители разных социальных слоёв, национальностей и субкультур

.
Возможность взглянуть на себя со стороны

Наличие дистанции при общении в социальных сетях провоцирует многих людей на то, чтобы отбросить маски и открыто выражать как позитивные чувства, так и агрессию. Благодаря этой особенности ребёнок имеет возможность получать обратную связь и анализировать то, как его воспринимают окружающие. Наблюдая за изменениями своего рейтинга в виде количества «лайков» и других символов, он получает возможность учиться на своих ошибках. Кроме того, постоянно описывая свои чувства и мысли, ребёнок привыкает глубоко анализировать их. Выходит, что современное пристрастие к социальным сетям можно сравнить с модой на ведение дневников в первой половине 20 века. Просто вместо «Здравствуй, мой дневничок…» ребёнок пишет «Всем привет! У меня сегодня с утра отличное настроение…».

Компьютерная грамотность

Не следует забывать о технической составляющей общения в социальных сетях. Трудно придумать более сильный стимул для того, чтобы научиться печатать, разобраться в программах для обработки фотографий и видео. Существуют исследования нейрофизиологов, которые показали, что у нынешнего поколения двадцатилетних чувствительность указательного пальца, задействованного при работе с «мышкой» и сенсорным экраном и скорость его реакции гораздо выше, чем у более старших людей. Выходит, что общение в социальных сетях, действительно, может оказывать развивающий эффект.

Эрудиция

Социальные сети выполняют функцию «сарафанного радио», распространяющего информацию о самых лучших книгах, фильмах, музыке, образовательных ресурсах и интересных научных открытиях. Подобный народный рейтинг помогает ребёнку отфильтровать то, что навязывается рекламой, и оставить то, что, действительно, заслуживает внимания.

Читайте также:
Детская анонимность в сети
Дети в Интернете: угрозы и способы защиты

60 процентов родителей не следят за действиями детей в сети

Меню